Сайт CочинениеSkill.ru подготовил примеры лучших сочинений по рассказу «Чучело» Железникова для 5 и 6 классов, чтобы вы могли написать работу на отлично.
Вариант 1
Советский детский писатель и драматург Железников Владимир Карпович свою повесть «Чучело» адресовал в первую очередь детской аудитории и только потом родителям этих детей. Произведение учит любви, пониманию, дружбе и способности противостоять несправедливости и жестокости.
В повести затрагиваются такие острые темы как дружба, предательство, сострадание и справедливость. Главным персонажем произведения является ученица шестого класса Лена Бессольцева. Она предстает перед читателем как чистая, наивная, честная и доверчивая девочка. Она чересчур добродушная и невинная для такого дикого, беспощадного и злого мира подростков, в который она, взрослея вступает. Лена хоть и старается быть честной и справедливой, однако в силу мягкого характера не может отстаивать свое мнение. Она хочет всем понравиться, однако это играет против нее.
Сюжет повести рассказывает нам о взаимоотношениях Леночки с ее классом, в который она приходит как новенькая после переезда к своему дедушке Бессольцеву Николаю Николаевичу. Все свои деньги старик тратит на скупку картин местного художника. В городке многие считают его не просто чудаковатым, но даже свихнувшимся умом и чокнутым. Конечно же, и эти слухи оборачиваются против Лены в школе.
В своем новом классе Бессольцева сразу же сталкивается с четким разделением детей на группы. Однако ни одна из них девочку к себе не принимает, только красивый мальчик из обеспеченной семьи по имени Дима Сомов не обижает Лену и относится к ней хорошо. Наивная девочка сразу же чуть ли не влюбляется в «положительного» мальчика.
Лидер класса жесткая, бессердечная и черствая к чужим эмоциям девочка с прозвищем Железная кнопка сразу же невзлюбила Бессольцеву, и именно с ее подачи все начинают называть Лену Чучелом.
Кульминацией сюжета повести и страданий Леночки становиться прогул всего класса с урока. Однако учительница от одного из учеников класса узнает о сговоре класса. Леночка принимает всю вину на себя перед классом, ведь наябедничал Сомов, и она хочет его оградить от бед. Внутри возможно Бессольцева надеется, что вскоре Дима признается о своем поступке и защитит ее. Однако «хороший и добрый» мальчик Дима оказывается еще тем подлым трусом и предателем. Он не только не признается в своей ошибке учителю и классу, а также спокойно наблюдает и никак не препятствует бойкоту и травле, что обрушивается на бедную девочку. Мягкая и наивная Леночка же, здесь, наоборот, показывает себя сильной личностью – она не сдает Сомова и готова простить его, если тот признается в своей подлости.
Доходит до того, что ученики сжигают чучело с платьем Бессольцевой. Девочка, надев истлевшее платье и обрив голову, приходит без приглашения на день рождение к Сомову и говорит всю правду. В конце повести, после отъезда Бессольцевой в классе начинают задумываться о своем поступке, все понимают, что натворили ужасное. Однако неизвестно исправятся ли дети, ведь они объявили новый бойкот – уже Сомову. Автор показал всю личину жестокости подростков и ощущении ими безнаказанности своего поступка, но, по-моему, не совсем много внимания уделил тому, какие уроки из этого могут вынести дети.
Вариант 2
Автор известной советской повести «Чучело» Железников сумел раскрыть в своем произведении такие острые и трепещущие темы как детская жестокость и бесчеловечность по отношению к своим сверстникам. Сюжет повести сосредоточен на истязаниях всего класса девочки Леной Бессольцевой, которая была новенькой в их классе.
Девочка переехала жить к своему дедушке и пошла в местную школу в шестой класс. Она имела невзрачную внешность, и обладала мягким и безвольным характером. Но читателя сразу же привлекает другая сторона ее образа, Бессольцева честная и справедливая, она готова пожертвовать своим спокойствием ради своих друзей. Однако единственный мальчик, который действительно за нее заступается в классе оказывается не другом, а трусливый предателем. Его звали Дима Смирнов и он нравился Лене, однако, будучи наивной и доверчивой, ей не сразу удалось разглядеть настоящее нутро «умного одноклассника из хорошей семьи». Отличник класса и защитник, коим его считала Бессольцева, на деле оказался отрицательным персонажем.
События повести рассказывает о взаимоотношениях Бессольцевой с одноклассниками. Ребята сразу же невзлюбили Лену и причиной этому в большей степени стало то, что девочка не понравилась лидеру класса Мироновой, которую все за черствый и жестокий нрав называют Железной кнопкой. Именно с подачи Мироновой все в классе, а потом уже и вне его, начинают называть лену Чучелом. Взрослые никак не замечают страданий Бессольцевой и никак не реагируют. Особенно классная руководительница класса Маргарита Ивановна. Это молодая женщина, хоть и не вызывает у читателя отвращения, но пугает ее озабоченность только своими проблемами. Она готовится к свадьбе и не замечает, что твориться в ее классе. Маргарита Ивановна не ведет себя как взрослый и понимающий человек, она будто сама ребенок, мир которой зациклен только на собственной персоне.
Однажды весь класс решает уйти с урока, после того как учитель опаздывает на него. Ребята договариваются, что все должны молчать о сговоре. Однако правда скрывается, так как Сомов рассказывает все классной руководительнице. Шестой класс решает узнать правду и разузнать кто предатель. Лена пытается защитить Сомова и признается, что виновата она. Теперь начинается настоящая и беспощадная травля девочки, ведь Дима не защитил и не признался в содеянном, а промолчал.
К концу повести Лена, пройдя все издевательства, становится сильной личностью. После того, как класс узнает о настоящем предателе, девочка вместе с дедушкой решают уехать из городка. Только к концу произведения весь класс будто наконец-то начинает анализировать свой ужасный поступок со стороны. Многим из класса становится ужасно стыдно за себя, они испытывают вину перед Леной и желают одного – ее прощения.
Еще одна острая проблема повести – это безразличие взрослых, с попустительства которых всё и происходит, а после не прекращается травля Бессольцевой. Автор не пишет об этом открыто, однако эта проблема бросается в глаза практически на каждой странице. Единственный защитник Лены – ее дедушка, такой же наивный и добрый как внучка, он не знает, как правильно поступать, все его действия неумелые и порой, наоборот, приносят только больше вреда.
Вариант 3
Повесть «Чучело» Железникова стала популярным после выхода одноименного фильма с Кристиной Орбакайте и Юрием Никулиным. Это жестокая история о трогательной и доверчивой девочке Лене Бессольцевой, которую ни за что затравили одноклассники.
Девочка переехала жить к дедушке в небольшой городок и пошла в шестой класс. Лена имеет тонкую нескладную фигурку, какая обычно бывает у подростков в двенадцать лет. С лица Бессольцевой никогда не сползает широкая улыбка. Многие считают, что Лена не дружит головой, в классе не понимают, как можно постоянно всему радоваться. Но никто не хочет понять внутренний мир девочки, ведь возможно она просто светлый и добрый человек либо улыбка — это защитная реакция девочки на стресс.
Отношения у Лены с классом не складываются сразу же. Лидер шестого класса Миронова даже дает ей кличку Чучело, и все подхватывают эту идею. Все ребята издеваются на Леной, однако стороной от этих колкостей в ее адрес держится красивый мальчик и отличник из обеспеченной семьи Дима Сомов. Порой он даже пытается как-то защитить девочку, что Лена сразу же понимает для себя как симпатию к ней.
После прогула всем классом урока Миронова наказывает ребятам молчать о сговоре. Однако учительница узнает правду от Сомова, так как учительница надавила на него, и мальчик из страха все рассказал. Очевидцами этого невольно становятся Бессольцева и самая красивая, но подлая девочка класса Шмакова. Когда ребята узнают о предательстве, то решают разузнать, кто сдал весь класс. Лена не выдерживает и решает сообщить, что она рассказала о прогуле. Она надеется, что Дима сам признается в содеянном, но мальчик оказывается трусливый и слабым, поэтому молчит. Шмакова же молчит, так как хочет шантажировать Сомова, который ей нравится.
Теперь одноклассники объявляют Лене бойкот. Однако их бойкот довольно странный, ведь вместо того, чтобы просто игнорировать и не замечать девочку, жестокость ребят начинает переходить все рамки дозволенного. Над ней издеваются не только в школе, но и за ее пределами. Караулят, когда она идет в магазин и даже приходят к дому и стучаться в окна. Однажды даже через окно вечером, когда девочка остается одна в доме, пугают головой-чучелом медведя. Кульминацией всего становится поджог чучела, на которое дети надевают сворованное у Лены платье.
Подобная жестокость подростков в жизни происходит не только от воспитания самих детей, но и безразличия взрослых в повести взрослых персонажей много. В повести никто из них не предпринимает активных мер по предотвращению травли. Взрослые вроде и делают вид, что интересуются жизнью детей, как это неумело делает классная руководительница класса, однако не хотят разбираться в проблеме. Из взрослых жалко только дедушку Лены, он искренне пытается помочь и сопереживает внучке, но не понимает, как правильно это сделать.
Вариант 4
Повесть советского писателя и драматурга Владимира Железникова является самым известным произведением русской литературы о подростковой жестокости. Существует также одноименный фильм, который нужно посмотреть каждому ребенку вместе со своими родителями.
События в повести развиваются в небольшом городке расположенном «где-то между Калугой и Серпуховом». Сюда к своему дедушке Николаю Николаевичу Бессольцеву приезжает его внучка Елена. По характеру оба похожи, и старик и девочка добрые, наивные и не могут защитить себя от жестокости окружающего мира. Над стариком посмеиваются местные, ведь он все свои деньги тратит на скупку картин местного художника и хочет создать его музей.
С нового учебного года Лена идет в шестой класс местной школы. Новенькой быть тяжело тем более если с первого дня тебя невзлюбили в классе. Одноклассники за нескладное телосложение и широкую улыбку девочки прозвали ее Чучелом. Все подшучивают над ней и не хотят дружить, кроме скромного отличника Димы Сомова. Он сразу же понравился Лене, ведь был красивым мальчиком и защищал ее от недоброжелателей.
Однако иллюзия «хорошего мальчика» пропадает сразу после того, как по его вине все в классе начинают считать Бессольцеву предательницей и объявляют ей бойкот. Дима оказывается трусом и лживым вруном. Лена тяжело переживает издевательства ребят, ее ментальное здоровье ухудшается. Взрослые никак не реагируют на жестокость детей, отчего те еще больше наглеют так как чувствуют свою безнаказанность.
«Чучело» тяжело читать, так как все страдания Лены читателю приходится проживать самому. Ничем невозможно оправдать жестокое отношение одноклассников к девочке, ведь она ничего не сделала и даже никого никак не обидела. Постепенно из наивной, доверчивой и мягкой девочки Лена превращается в сильную личность. Теперь она наконец-то видит мир во всех ее красках. В конце повести Бессольцева заявляется к Сомову на день рождения и заставляет его перед всеми ребятами признаться в содеянном, затем с достоинством уходит.
Одноклассники только теперь начинают осознавать тяжесть своего поступка, но не все. Им жаль Лену, и они считают, что поступили неправильно. Бессольцева больше не намерена оставаться в этой школе, где беспредел твориться не только в среде школьников, но и преподавательского состава, которые никак не реагировали на жестокость подростков. К концу повести Николай Николаевич продает дом, отдает в дар городу все собранные картины и переезжает с внучкой в другой город.