Сайт Skill.ru подготовил для вас примеры лучших сочинений по попроизведению Николая Васильевича Гоголя: «Ночь перед Рождеством», чтобы вы могли написать сочинение на отлично.
Вариант 1
Передо мной тема сочинения «Быт простых русских людей в творчестве Николая Васильевича Гоголя на примере произведения «Ночь перед Рождеством»». При прочтении повести я был поражен тем, как подробно автор рассказывает о быте и традициях живших в Диканьке казаков. Известно, что свои ранние годы Николай Васильевич Гоголь провел в имении своих родителей в деревне Васильевке. Писатель родился в селе Сорокино, не далеко от той самой Диканьки, вдохновившей его на написание рассказов, вошедших в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки». Могу предположить, что писатель, наделенный незаурядной наблюдательностью и живым умом, с раннего детства стал подмечать особенности быта крестьян, живших неподалеку от родительского имения. Во время работы над произведением использовались заметки о сельской жизни, которые по просьбе писателя готовила его мать, Мария Ивановна. Письма матери и воспоминания самого Николая Васильевича о детстве, проведенном в деревне, стали основой для написания бессмертной повести.
В произведении подробно описываются привычки и быт казаков, живших в Диканьке. В тексте содержится описание пищи, которую ели простые люди. Упоминаются такие традиционные блюда, как вареники, кутья, галушки и солонина. Большое внимание Николай Васильевич Гоголь уделяет ремеслу. Кузнец Вакула – мастер на все руки. Он поправляет колеса телегам, делает сундуки и размалевывает стены в Диканьском храме. Посуда, которую расписывает кузнец, пользуется популярностью у казаков по всей Диканьке. В повести присутствуют персонажи, которых действительно можно было встретить в украинской деревне начала девятнадцатого века. Это и казацкий голова, Чуб, и дьяк, и знахарь Пацюк, которого жители Диканьки побаиваются за его связи с темной силой. Несмотря на фантастический сюжет, образы казаков в произведении кажутся максимально естественными. Они говорят и ведут себя как простые деревенские люди: выясняют отношения, ходят к друг другу в гости, шутят и ведут себя максимально естественно.
Подводя итоги к сказанному, можно сделать вывод, что произведения Н. В. Гоголя – настоящая энциклопедия деревенского быта. Ранние годы жизни, проведенные в имении родителей, безусловно, пошли на пользу таланту писателя. Благодаря опыту, полученному во время наблюдения за жизнью простых людей автор смог создать в своих произведениях достоверный образ жизни казачества. Несмотря на фантастический сюжет повести, такие персонажи как Чуб, дьяк и Пацюк воспринимаются читателем вполне естественно. Это свидетельствует о том, насколько удачно автору удалось воссоздать атмосферу украинской деревни девятнадцатого века.
Вариант 2
Для своего сочинения я выбрал тему: «Место фольклора в произведениях Николая Васильевича Гоголя на примере повести «Ночь перед Рождеством»». При прочтении произведения я не мог не обратить внимание на схожесть повести с русскими народными сказками и былинами. Прочитав биографию автора, я выяснил, что Николай Васильевич родился в небогатой дворянской семье и провел детство в небольшой деревне, принадлежавшей его родителям. Я знаю, что в то время крепостные крестьяне зачастую участвовали в воспитании детей своих помещиков. Неудивительно, что в памяти маленького писателя отпечатались детали сельского быта и всяческие небылицы, которые пересказывали друг другу простые люди. По моему мнению, этот культурный опыт и стал вдохновением для написания мистической повести, действие которой происходило в Диканьке, реально существовавшем селе, расположенном неподалеку от деревни Васильевка, где автор провел свои юные годы.
Среди героев повести перед нами предстают как обычные люди: казаки, парубки, сельский дьяк, так и фольклорные персонажи. Пока все село готовится праздновать Рождество, ведьма и черт подымаются на небо и крадут звезды и месяц, чтобы казацкий старшина Чуб остался дома, и Вакула не смог пробраться к своей любимой. Оба этих героя являются традиционными фольклорными персонажами. В фольклорных произведениях ведьмы летают на метлах и разносят по округе всевозможные беды: убивают домашних животных, накликают неурожай и голод. В русском фольклоре черт зачастую выступает как главный антагонист. Ему приписывают сверхъестественные способности. Он превращается в животных и даже может принимать образы людей. Все эти фольклорные черты находят отражение в разных эпизодах повести. В концовке рассказа кузнецу Вакуле удается подчинить себе темные силы и с их помощью добыть для своей невесты царские черевики.
Старый колдун Пацюк – еще один необычный персонаж повести. Запорожец, который дружит с темными силами и с их помощью лечит людей. Все жители села об этом знают, но все равно обращаются к старику за помощью. Раньше в деревнях часто можно было встретить знахарей, которые лечили болезни заговорами и чудодейственными снадобьями. Крестьяне не имели доступа к хорошим лекарствам и верили в различные суеверия. Поэтому в сельской местности такой метод лечения считался нормой.
В повести Николая Васильевича Гоголя высмеиваются пороки богатых казаков и церковных служителей. Такие богатые и уважаемые жители села, как дьяк и казацкий старшина Чуб, в праздничную ночь оказываются в угольных мешках. Все село смеется над ними. Это еще одна черта, характерная для русского фольклора. В русских сказках простой мужик с добрым сердцем и живым умом противопоставляется ленивому попу и злому помещику. Это связано с тем, что простые люди хотели в такой наивной форме высмеять угнетавших их помещиков и церковнослужителей.
Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что при написании повести Николай Васильевич Гоголь вдохновлялся произведениями устного народного творчества, которые были распространены в его родной местности. В повести, как и во всех русских сказках, добро побеждает зло. Вакула смог в одиночку справится с чертом и добыл для своей любимой царские черевички. В концовке произведения темные силы повержены, а главных героев ждет долгая и счастливая жизнь вместе.
Вариант 3
Тема, которую я выбрал для своего сочинения: «Отражение русского характера в произведении Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством»». При прочтении произведения я обратил внимание на то, как хорошо проработаны персонажи, населяющие гоголевскую Диканьку. Также мне показалось, что в повести большинство персонажей показывают себя скорее с отрицательной стороны. Автора как будто нарочно хотел выделить сельского кузнеца Вакулу на общем фоне его односельчан. По моему мнению, Вакула является для Николая Васильевича Гоголя идеалом русской души. В то время как остальные персонажи, населяющие Диканьку, по большей части отражают пороки, распространенных среди русского народа.
Чтобы обосновать свою точку зрения, я охарактеризую поведение всех значимых персонажей повести с точки зрения представления обществ о том, что правильно, а что нет. Начнем с черта и ведьмы. Эти персонажи являются представителями нечистой силы. Черт злиться на Вакулу за то, как кузнец нарисовал его в храме, и стремиться помешать ему встретиться с Оксаной. Для этого он прибегает к помощи своей подруги-ведьмы. Эти герои повести более остальных олицетворяют злобу и месть. Казацкий старшина Чуб – другой персонаж, которого также тяжело отнести к положительным. Вместе со своим другом Чуб отправляется к сельскому дьяку «на кутью». На самом же деле, они собираются нарушить пост, ведь на столе у дьяка, помимо постной кутьи, будет стоять спиртное, и много скоромной еды. Чуб с дьяком по сюжету повести олицетворяют пьянство и плотские грехи. Любимая Вакулы Оксана в начале повести тоже вряд ли вызовет симпатию у читателя. Это ветреная и честолюбивая девушка. Ей нравится внимание молодых парубков, все время окружающих ее. Чувства Вакулы для Оксаны – не более чем объект для шуток. Несмотря на то, что со временем Оксана меняется, и в ней тоже пробуждаются серьезные чувства, в начале повести она олицетворяет собой самолюбование и гордыню.
На фоне остальных персонажей кузнец Вакула предстает перед читателями в более позитивном свете. Он искренне любит Оксану, несмотря на ее насмешки. Он пытается доказать свои чувства делом. Сундук, который Чуб заказал у Вакулы для своей дочери, по словам кузнеца, будет самым красивым во всей округе: «Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы». Во всей Диканьке уважают работу Вакулы. Все местные казаки едят из мисок, расписанных кузнецом, а его картины украшают Диканьскую церковь. Талант и находчивость Вакулы позволяют ему находить выход из самых запутанных ситуаций. Даже встретив самого черта кузнец не растерялся и, благодаря смелости и находчивости, смог взять ситуацию в свои руки. Эти личностные качества выгодно отличают Вакулу от других казаков, проводящих все время в бесконечных попойках.
Счастливый конец – еще одна черта, которая роднит эту повесть с произведениями устного народного творчества. Жизнь наших предков была тяжела и полна невзгод. Чтобы хоть чуть-чуть отвлечься от тяжелой работы люди придумывали и пересказывали друг другу сказки. Произведения устного народного творчества, как правило, заканчиваются хорошо. Главный герой в них легко находит выход из запутанных жизненных ситуаций, побеждает всех врагов и находит свое счастье.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что персонажи повести Николая Васильевича Гоголя вобрали в себя все позитивные и негативные стороны русского характера. С одной стороны, мы видим казаков, не знающих ничего, кроме пьянства и волокитства, с другой – образ Вакулы, искренне преданного своей любимой и способного найти выход даже из, казалось бы, безвыходной ситуации. Но в концовке повести добро все же побеждает зло. Вредный черт остается с носом, а трудолюбивый и набожный Вакула обретает счастье рядом со своей любимой.