сочинения на разные темы

Сочинение на тему Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя

Сайт «Сочинение Skill.ru» подготовил пример лучших сочинений на тему «Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя для 8 класса», чтобы ученики могли написать работу на «отлично».

Сочинение на тему Порок в комедии Ревизор Гоголя

Вариант 1.

Пьеса «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя стала тем произведением, которое, пожалуй, впервые вскрыло наружу такие общественные пороки, как взяточничество, казнокрадство, лицемерие. Николай Васильевич наделил свое детище острыми общественными темами, над коими задумываются много поколений. Воровство и продажность были так ярко и убедительно показаны писателем, что его создание обрело силу документа, обличающего существующий строй не только времён Гоголя, но и всей досоветской эпохи. Литературным орудием такой силы «Ревизора» делают не только служебные преступления, выведенные на всеобщее осмеяние, но и наглядно раскрытый процесс превращения главного героя в злостного взяточника.

Все до одного персонажи в произведении запоминающиеся, выразительные. Но мы рассмотрим образ главного героя – афериста Ивана Александровича Хлестакова. Как у многих хитрецов и жуликов, внешность у молодого человека весьма привлекательная, с настраивающими на доверие чертами лица. Шевелюра каштанового цвета, аккуратный нос и цепкий взгляд. Рост небольшой, по комплекции слишком тощий. Незаурядные физические данные немного омрачают впечатление, которое он производит. Но хитроумный Хлестаков нашёл хороший способ изменить ситуацию.  Он всегда одет в стильный, не дешёвый костюм. На ногах дорогие, до блеска начищенные туфли. Он точно знает, что о человеке всегда сначала судят по внешнему виду. Следовательно, нельзя позволить себе допустить здесь промашку – платье из дорогой ткани, пошито по последней моде. Такой умелый ход способствует отведению внимания людей от самой сути человека.

Хлестаков не был великим представителем дворянского общества, но, однако, был дворянином по происхождению. Отец его владел крошечным поместьем, время от времени присылал немного денег сыну. Это свидетельствует о том, что поместье не было убыточным, но хорошего дохода не приносило никогда. Исходя из должности регистратора при колледже, можно сказать, что Хлестаков получил не очень хорошее по качеству образование. Данный вид службы располагался в самом конце знаменитого Табеля о рангах. Поэтому, можно сказать, что бедность всегда была присуща Хлестаковым, а значит учить сына за границей возможности не было.

Отец отправляет сына в Петербург с надеждой, что тот поднимется до каких-то высот, жить будет лучше, чем мелкий сельский помещик, но мечтам его не суждено осуществиться. Парень слишком ленив, не любит утруждать себя работой. Ему больше по вкусу гулять в кабаках и трактирах, играть в карточные игры. И покушать любит повкуснее и посытнее, что требует немалых денежных вложений. Но, пустое переписывание бумаг в канцелярии не приносит желаемого дохода. А сам Хлестаков не предпринимает никаких усилий, чтобы как-то продвинуться по службе. Вместе с тем, Иван Александрович не может представить себя вне дорогого ему города. Ведь тут есть все, что так ему по душе – вольная жизнь, перспектива проводить время в разгулах и увеселениях. Только вот от такой разгульной жизни финансов у него становится все меньше и меньше, пока они совсем не заканчиваются. Да ещё и долги висят, за проигрыши в карты.

Стараясь передать образ, фамилию своему герою Н.В. Гоголь выбрал по сходству с глаголами «хлестать», «ухлестывать» и крылатым выражением «столичный хлыщ». Характерные черты образа: леность, обман, хвастовство, безалаберность. Юноша любит и умеет хвастаться и лгать. Речь у него отрывистая и не глубокая, он часто перескакивает с одной мысли на другую. Чтобы получить то, что он хочет, Хлестаков готов пойти на лесть. Хотя по природе своей он трусоват. Опасается трактирщиков, потому что задолжал им за обеды и завтраки.

Страшится полиции, потому что из-за задолженности кредиторам его могут арестовать, а оказаться в заключении, в жутких условиях, молодой человек не может себе позволить. Ему хочется быть в центре внимания и очень нравиться, когда его нахваливают и восторгаются им. Это ещё один повод придумывать новые легенды о его жизни. У Хлестакова хорошо получается игра на публику, это имеет отношение не только к показной воспитанности. Хлестаков – умело обольщает и соблазняет. Он любит женское общество. При всём при этом, цель создать семью он для себя не ставит. Для молодого человека любовные интриги – это один из методов игры и управления различными субъектами общества.

Добравшись до города N, он знакомится с супругой и дочкой губернатора. Не теряет возможности полюбезничать с двумя женщинами сразу. Вначале Хлестаков клянется в любви дочери, но уже через некоторое время объясняется в любви матери. И такой факт его ничуть не волнует. Помимо этого, когда Марья Антоновна случайно видит интерес молодого человека к своей матери, Иван Александрович, используя ограниченность и наивность женщин, а еще и зародившееся у них влечение по отношению к нему, разворачивает всю ситуацию в свою пользу. Когда же Хлестакову приходится уехать из города, он знает, что сватовство было притворством только для него, все остальные приняли это за чистую правду. Юношу совсем не печалит будущая судьба обманутой девушки – он покидает город с чистой совестью.

В результате очевидно, что господин Хлестаков – обыкновенный мерзавец, готовый ради своего благополучия доставить горе и хлопоты людям в его окружении. Он совсем не ценит заботу о себе и никогда не отвечает добром на добро. Скорее даже напротив, ловко использует глупость, доверчивость и простодушие других людей. Следовательно, такая характеристика личности, данная автором, указывает лишь на убогость главного героя. В итоге, главными пороками являются патологическая зависть, нарциссизм, лживость. Персонаж готов обвинять всех и вся в своих неуспехах, не осознавая, что главная проблема скрывается у него самого внутри.

В проступках Ивана Александровича главная мысль пьесы раскрывается очень ясно. Жизнь его наполнена разгильдяйством и беспечностью. Неуёмное влечение к рисковым играм постоянно приводит героя к нищенству.

Образ и природу Хлестакова в «Ревизоре» можно определить по его деяниям:

  • Небрежное обращение к слуге, как один из способов самовыражения. Неплатёжеспособность не препятствует чувствовать себя господином, приказывать, грубить;
  • Взяточничество. Взятка становится средством дополнительного заработка. Хлестакову нравится, что значимые персоны начинают заискивать перед ним. Это дает ему право требовать всё большие и большие суммы денег;
  • Главный герой довольно быстро вживается в новую роль – роль ревизора. Это указывает на тенденцию к получению большой выгоды от своего положения;
  • Пагубная привычка влезать в долги, зная, что потом с ними нечем расплачиваться. Хлестаков думает, что не нужно утруждаться, чтобы взять своё. Он ждет тот самый счастливый случай. И сейчас время его пришло – одураченные господа ему не отказывают в займах. Он не может упустить такой шанс;
  • Из-за превышенной самооценки, главный герой смотрит на всех с презрением, думает, что все вокруг сплошь глупцы и недотёпы;
  • Во взаимоотношениях с женщинами наш индивид также ведет себя как низкий, бесчестный человек. Он предлагает руку и сердце сначала жене своего якобы друга городничего, после – сватается к дочери.

Хлестаков представляет собой класс людей, которые умеют выразительно, эффектно лгать. Лжец способен вовремя найти нужное слово, сделать лестный отзыв, уверить собеседников в своей значимости. Он хочет жить в своем мире иллюзий, где является богатым, важным членом общества.

Разбирая образ Хлестакова, можно подчеркнуть нижеследующие пороки:

  • Трусость. Юноша не умеет ответить за свои поступки, слова, обещания. Убеждает в этом тот момент, когда чиновники приходят к герою в гостиничный номер. Это вызывает в нем ужас;
  • Слабохарактерность. Несмотря на изумительную актерскую игру, персонаж на самом деле -человек-тряпка, ничего из себя не представляющий в реальной жизни;
  • Игромания. Родители Хлестакова постоянно материально поддерживают сына, отправляя ему последние копейки. Иван тратит все средства на игры и разгул, постоянно проигрывая все до нуля, тем самым, обрастая долгами;
  • Неудачливость. Автор показывает нам образ пустого, низкого человека через главного героя. Получая мизерную зарплату в канцелярии, при этом грезит о красивой и богатой жизни. В Петербурге Иван завидует благосостоятельным людям, могущим себе позволить любые удовольствия и траты. Он мечтает стать одним из них, но его статус, бедность и пороки не дают такого шанса.

Образ Хлестакова в комедии Николая Васильевича Гоголя — это типовой образ бестолкового прожигателя жизни, лентяя и балбеса. Насмешница судьба заводит его в такую жизненную ситуацию, когда мечты начинают как- будто бы сбываться сами собой. Его приняли за важного чиновника, перед ним заискивали и давали взятки. Это было верхом его мечтаний! Но всё это призрачное счастье быстро улетучивается, в конце концов, Хлестаков всё же понимает, что долго не может так продолжать. Он трусливо сбегает, прихватив большую сумму денежных средств, полученных якобы “в долг”.

Становится понятно, что Хлестаков – не просто смешной и глуповатый «чинуша», который обвёл всех вокруг пальца, он – воплощение всей бюрократической системы, коррупции и упадка дореволюционного общества. Это имя стало нарицательным для особенного явления: желания жить не по возможностям, лживо, легкомысленно и безответственно. Хлестаковщина живёт и сейчас, в нашем времени и навряд ли когда-нибудь исчезнет.

Н.В. Гоголь искусно использует главного героя пьесы для изобличения пороков чиновников, в руках которых, к сожалению, находятся огромные средства и судьбы людей. Произведение «Ревизор» оказало неоспоримое влияние на развитие общественного самосознания не только современных Гоголю читателей, но и на последующие их поколения.

Вариант 2.

Очень давно была написана пьеса – комедия Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», еще в 1835 году. Однако, её значимость сохранилась до сих пор. И этому есть много причин. Изумительный слог, которым отличается каждое детище Николая Васильевича, очень жгучая ирония, которая вызывает смех у читателя, актуальные проблемы социума, ну и, конечно, яркие, характерные герои. Один из ключевых персонажей — это аферист и пройдоха по фамилии Хлестаков. Надменный и тщеславный молодой человек, замечательно знающий психологию людей и умеющий пользоваться человеческими слабостями.

Самая трудная роль в комедии – роль того, кто был принят запуганным городишком за ревизора. Черты лица у юноши – тонкие и подвижные, глаза – постоянно бегающие. Фигура слишком тощая. Но одет он всегда с иголочки, дабы отвлечь внимание собеседника от своей неприглядной внутренней личины. Хлестаков, сам по себе был ничтожным человечишкой. Даже маленькие люди называют его «пустейшим». Вряд ли когда-нибудь в жизни ему пришло бы в голову совершить поступок, способный обратить на себя чьё-нибудь внимание. Но сила всепоглощающего страха сделала из него особый комический персонаж. Страх, отуманивший разум и глаза жителей города N, дал ему размах для комичной роли. До сих пор, не имевший возможности пройтись королем по Невскому проспекту, юноша почувствовал простор для действий и неожиданно даже для самого себя, развернул свою актёрскую игру. Приятное чувство гордости, когда вокруг тебя все ходят на цыпочках, пытаются во всем тебе угодить, заискивающе заглядывают тебе в рот — вот чего не хватало до сих пор. Хлестаков входит в роль и уже плывёт по течению, не желая останавливаться.

Идеи для диалогов дают ему сами же окружающие его люди. Он чувствует себя господином. Так почему бы ему и не солгать? Чем дальше, тем сильнее вживается Хлестаков в роль ревизора. Быть может, вначале не имея никакого желания врать, он вдруг забывает, что лжет. Эпизод, в котором молодой человек заявляет о себе, как о большом чиновнике, вносит немалую смуту. Тем не менее, Хлестаков даже при таком обороте, не сразу понимает, за кого его приняли. Потом уже, не в силах отказаться от такого случая, он начинает использовать сложившуюся ситуацию себе в пользу. Просит денег, якобы в долг, флиртует с двумя представительницами слабого пола практически одновременно. Если бы не его верный слуга Осип, который пытается вразумить своего господина, предрекая плохой исход, Хлестаков бы дождался, вероятно, пока обман не вскроется сам собой и его с позором выпроводят вон из города.

У молодого человека отсутствуют этико-моральные принципы, он любит жить по типу «после меня хоть трава не расти». Но, постепенно жизнь расставляет всё по своим местам. Возможно, что иногда, очень редко, у Хлестакова всплывают здравые мысли, проклёвывается сожаление. Это происходит не из-за хорошего воспитания, а из-за нищеты, которая так его страшит. Герой растратил в азартных играх все родительские деньги. Выход остался один- искать иные пути обогащения. Но этот персонаж не так умён и рассудителен. Вместо того, чтобы усердно трудиться и стараться, он использовал выпавшую ему ситуацию и обманул жителей уездного городка. «Ведь на то живёшь, чтобы срывать цветы удовольствия». Но, все-таки Хлестаков не совсем глуп- он вовремя уезжает из города, так и оставшись безнаказанным.

Итак, понятно, что, прорисовывая образ Хлестакова в своей комедийной пьесе, Гоголь показал жадность и невежество, являющиеся вечной проблемой во всем мире. Ведь даже появление на сцене настоящего ревизора ничего не изменило в головах местной элиты, вызвав лишь досаду, что самозванец Хлестаков так искусно их одурачил. К сожалению, черты Хлестакова можно узнать в некоторых личностях, живущих сейчас, в нашем времени. Ведь жаждущие легкой наживы, пользующиеся чужими слабостями и уверенные в своей безнаказанности, существовали во все времена, существуют и сейчас. Бесстыжий обманщик Хлестаков, жалкие людишки, пресмыкающиеся перед начальниками – все это актуально и по сей день.

Вариант 3

Комедия «Ревизор» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1835 году. Пьеса завораживает своей искромётностью и тонким юмором. Действующие лица и сюжет настолько чётко прорисованы, что кажется, они живут где-то среди твоих друзей и знакомых. Безусловно, особого внимания заслуживает главный герой произведения – Иван Александрович Хлестаков. Это один из наиболее известных образов русской литературы. От его фамилии происходит понятие, которое употребляется и в современном мире, — «хлестаковщина», что означает непомерное враньё-хвастовство.

Иван Александрович Хлестаков — юноша двадцати трёх лет, невысокого роста, очень худощавый. Выходец из дворянского семейства. По уму —  немного глуп. Обычно люди, прежде чем что-то сказать или сделать, сначала думают. Хлестаков же напротив, никогда не задумывается. Говорит он отрывисто, слова сходят с языка абсолютно неожиданно, порой не связно. Зато одет всегда по последней моде, чтобы оказывать хорошее впечатление при встречах с людьми.

Хлестаков любит хвастаться и рисоваться перед малознакомыми людьми, особенно перед женщинами, желая показать себя с лучшей стороны. Вообще, он неравнодушен к женскому полу, и при любом удобном случае готов приударить за какой-нибудь красавицей. Он любит жить в столице, так как именно там можно найти немало удовольствий для жизни. Например, он любит играть в азартные игры (карты), и часто из-за этого порока влазит в долги, проигрывая крупные суммы.

Цитата из произведения: «С проезжающим знакомится, а потом в картишки — вот тебе и доигрался».

В уездном городе N оказался случайно, проездом из Петербурга. Направлялся в поместье к родителям, так как оброс долгами и боялся кредиторов. Все свои деньги проиграл в карты и потратил на вкусную еду. Остановился в трактире с Осипом, его слугой. Молодой человек постоянно возмущался тем, что никто не хотел кормить и поить его бесплатно, как будто бы все были ему обязаны. Ивану Хлестакову совершенно случайно подвернулась такая ситуации, что его приняли за ревизора. Вначале он испугался, думал, что его упекут в тюрьму или на каторгу, но затем всё осознал и начал пользоваться этой ситуацией себе во благо. Смекнув, что ему ничего не грозит, юноша стал использовать уважение городничего и других персонажей себе в угоду.

Стал просить деньги взаймы, а затем, когда дело приняло уже дурно пахнущий оборот, вовремя скрылся в неизвестном направлении. А тем временем, много грязных делишек, которые творили чинуши в этом городе, вдруг выплыли наружу. Люди, называющие себя «господами», стали обливать друг друга грязью и сквернословием. Хотя совсем недавно они мило улыбались друг другу. Отношение Хлестакова к окружающим людям менялось, в зависимости от того, с кем и где юноша находился. Например, со своим слугой Осипом, Хлестаков ведёт себя, как капризный мальчишка, но вместе с тем, к его словам постоянно прислушивается. С представительницами слабого пола он чувствует себя настоящим джентльменом: кидает комплименты, открыто флиртует, не смотря на возраст дам. С городничим и чиновниками – сначала испуган, словно воробей, а потом наглый врун, ставящий из себя наиважнейшего господина.

Николай Васильевич Гоголь написал неповторимую комедию, которая вдруг разоблачила чиновничье-бюрократический строй, вскрыла все несправедливости, которые творятся в тех местах, где больше всего требуется от человека правды. Автор будто бы написал о событиях, которые происходят и в наше время. На момент написания комедии, Н.В. Гоголю исполнилось всего двадцать семь лет. Это доказательство того, что гениальность и возраст друг от друга никак не зависят.

Вариант 4

Комедийная пьеса Николая Васильевича Гоголя «Ревизор», написана сравнительно давно, но актуальность свою сохранила и в наши дни. Причин тому несколько, как например: красивейший слог, тонкая, практически ювелирная ирония, вызывающая у читателей улыбку, наболевшие общественные проблемы, заставляющие думать вот уже много поколений читателей. Конечно, не последняя роль в этом отведена главным героям бессмертного произведения. Очень узнаваемые, очень красочные и яркие по своей сути. Образ одного из персонажей я постараюсь раскрыть. Все, наверное, знают афериста и пройдоху по фамилии Хлестаков. Он являет собой нагловатого и самоуверенного юношу, хорошо разбирающегося в психологии и умеющего добиваться успеха, пользуясь человеческими слабостями и пороками.

Иван Хлестаков считает, что все по какой-то причине должны его ублажать и принижаться перед ним, как будто чем-то ему обязаны. Потому он с радостью принимает взятки и подарки. А когда судьба – насмешница предоставляет ему особый случай, он начинает играть роль мнимого ревизора. Молодой дворянин любит, чтобы ему уделяли как можно больше внимания. Еще любит, когда перед ним начинают заискивать, пресмыкаться. Его пьянит чувство всесилия и превосходства, хоть фактически, он вообще ничего собой не представляет.

Наш главный герой – из тех людей, которые хотят получать от жизни все и желательно, бесплатно. Когда чиновники уездного города N принимают его за ревизора, он начинает наслаждаться своей якобы властью и безнаказанностью. Хотя, надо бы и призадуматься о том, чем может закончиться эта игра одного актёра. У Хлестакова отсутствуют всякие понятия о чести и морали. Он привык жить по принципу «сначала — я, потом все остальные». Иван Хлестаков вдруг возомнил себя царьком жизни, а остальных – представил жалкими, никчемными человечишками. Грязью под его ногами. Однако жизнь рано или поздно все равно расставит всех по своим местам. В итоге, Хлестакову приходится тайно, с позором, удирать с хлебного и насиженного места. Пока не появился настоящий ревизор.

В своей пьесе Николай Васильевич Гоголь тонко подметил, что черты главного героя живут в очень многих, современных и знакомых нам людях. Ведь неспроста, эпиграфом к произведению он выбрал русскую народную поговорку «Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

Хлестаков возможно, просто мелкий чиновник, но, почему-то он уверен, что все сливки в жизни должны достаться непременно ему. Не замечая вокруг других людей, он абсолютно равнодушен к их надобностям и желаниям. люди для него – просто пешки, которые он использует в своих планах. Хлестаков еще и хороший психолог: посмотрите, как он с лёгкостью завоёвывает доверие собеседников, находит с ними общий язык, использует пороки и слабости людей для того, чтобы нажиться на них. Гоголь показал нам в Хлестакове всю черствость и беспринципность по отношению к другим людям.

«Ревизор» — это произведение, которое сохраняет свою актуальность до сих пор. Прежде всего, потому что в нём Гоголь прорисовал очень яркие типы характеров, в том числе образы наглого афериста Ивана Хлестакова и малодушных городских чиновников, которые боятся проверяющих и всячески заискивают перед ними, теряя тем самым, собственное достоинство. Такие люди были во все времена, были во времена Гоголя, есть они и сейчас. И будут, к сожалению, всегда. Ведь люди далеки от совершенства, в большинстве своем.

номер 57839375563

Сочинение на тему Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий