сочинения на разные темы

Сочинение по произведению «Муму» Тургенева

Сайт CочинениеSkill.ru подготовил примеры лучших сочинений по рассказу «Муму» Тургенева для 5-го, чтобы вы могли написать работу на отлично.

Вариант 1

Рассказ «Му-му» одно из важнейших произведений антикрепостнической направленности в русской литературе. Он был создан после «Записок охотника» и выступил в качестве одной из самых громких книг в его творчестве.

В основе истории, произошедшей с дворником Герасимом, лежат факты, случившиеся в реальности. Она построена на основании рассказов воспитанницы матери Тургенева, рассказавшей о жизни глухого крепостного крестьянина по имени Андрей, служившего дворником при дворе московской барыни Варвары Петровны. Он был от рождения немым, проживал в деревне, он понравился своей благообразной внешностью и высоким ростом и был определен в услужении в город.

Драма Андрея послужила фактологической основой для создания рассказа «Му-му», дворник стал прототипом для создания центрального персонажа Герасима. Само собой разумеется, главный герой не являлся идентичной копией живого человека. Он обобщил в себе многие характерные черты крепостных крестьян и трудового народа России. Литературный тип был создан значительно масштабнее своего прообраза. Многие его личные характеристики были гораздо лучше и глубже, чем у Андрея. Из воспоминаний становится известно, что он был предан своей барыне до полного раболепия. Даже после ужасного приказа женщины уничтожить несчастную собачку, разорвавшего его душу и сердце, он продолжал усердно трудиться на ее дворе и служить ей верой и правдой. Страшное горе, случившееся с ним, никак не повлияло на подобострастие, заложенное в нем от рождения. Персонаж Тургенева более эмоционален, в нем проявляется несогласие и протест против сложившихся обстоятельств. Ужасное событие полностью перевернуло весь его внутренний мир, вызвало огромную душевную бурю, если бы она вырвалась наружу, то могла бы причинить много бед окружающим. Поэтому дворник в качестве выражения нравственного бунта уходит в свою деревню. Он больше не может по-прежнему работать на жестокую барыню, разорвавшую ему сердце и нанесшую огромную душевную рану. Любимая собака умерла, и его больше ничего не держит на этом сразу опустевшем московском дворе.

Подобный случай, произошедший в жизни крепостного Андрея, был характерен для эпохи крепостничества, писатель лишь придал ему обобщающие типические черты. Описанная Тургеневым история не являлась фантазией и художественным вымыслом в полной мере этого слова, это преобразованная действительность, в которой отразилось унизительное отношение высших сословий к простым труженикам. Их интересы не учитывались, а душевные переживания не замечались совсем.

Для творчества автора данного произведения характерно в целом опираться в содержании рассказов на фактическую основу, взятую из реальной жизни, и передавать ее читателю в тесной органической связи с действительностью, происходящей вокруг. Многие исследователи отмечали в подобном факте сходство с творческой манерой Гоголя и Пушкина, опирающейся на явления и поступки, происходившие в настоящей жизни.

Вариант 2

Мастерство Тургенева в создании небольших по объему повестей и рассказов наиболее полно представлено на примере рассказа «Му-му».  В его основе положен характерный для автора композиционный прием, своеобразие которого заключалось в описании одного яркого случая из жизни центрального персонажа в большинстве случаев отделенного от череды будничных событий, происходящих с ним. Прошлое главного героя лишь намечено общими чертами, наиболее ярко и полно представлен случай, повлиявший коренным образом на его жизнь. Подобная творческая манера позволяет динамично развернуть сюжет, придать ему большую живость, глубину и яркость, произвести на читателя впечатление. При этом полнота и событийное движение нисколько не страдают в произведении, все, что повествователь опустил или недосказал читатель с легкостью может восстановить сам по намекам в тексте, либо по известным уже фактам.

Вся композиция произведения «Му-му» строится на раскрытии образа центрального образа дворника Герасима, она предельно четкая и простая. Она состоит из нескольких частей: экспозиции, основного элемента и эпилога. В свою очередь, главная часть представляет собой сочетание двух историй о любви главного героя к Татьяне и к Му-му. Таким образом, при анализе рассказа можно рассматривать четыре композиционных части.

Смысл идеи образа крепостного наиболее полно раскрывается в его сердечных проявлениях к животному и Татьяне. В каждом из них есть своя завязка, развитие события, кульминация и собственная развязка. То есть каждая история его жизни представляет собой композиционно законченное произведение.

Предыстория основных событий, происходивших в реальности с Герасимом, позволяет более глубоко понять его и осознать его душевную драму.

Эпилог, последняя композиционная часть, дает понять читателю, что своеобразный протест крепостного против барского самоуправства закончился определенным успехом. В городе он претерпел много страданий, возвратившись к привычному образу жизни в деревню, немой богатырь противостоит барскому деспотизму и самоуправству. Мужчина не несет за свое своевольное решение никакого наказания. Этот факт придает рассказу оптимистичный тон и заостряет его политическую тематику, показывая простым труженикам пример выхода из тяжелой жизненной ситуации. Писатель придает концовке глубокий обобщающий смысл, предвосхищая начинающийся протест крестьян против крепостников. Герасим явился выразителем бунтарского стихийного несогласия простых тружеников с сложившейся системой управления в государстве. Данная характеристика делает образ немого дворника предельно ясным и цельным в представлении читателей.

Исключая эпилог, все композиционные части основываются на противопоставлении жизненных взглядов и интересов злой старой помещицы и могучего Герасима, наделенного силой русских былинных богатырей. Их конфликт влечет за собой трагические последствия для немого дворника. Каждый раз слуга становится жертвой бездушной барыни, ее произвола и безнаказанной вседозволенности. Автор подчеркивает, что основная причина всех несчастий и злоключений мужчины заключается в его зависимости от деспотичной старухи, возомнившей себя его полной хозяйкой. К подобной мысли писатель подводит читателя, основывая художественное описание образов и сюжета на богатом фактологическом материале, лежащем в основе данного произведения. Таким образом, подобные приемы работы Тургенева способствуют наиболее яркому описанию образа главного персонажа и точному пониманию смысла всего произведения в целом.

Вариант 3

До переезда в город Герасим жил в деревне и считался одним из самых трудолюбивых мужиков, добросовестно относящихся к своей работе. Жил он отдельно от своих братьев в небольшой избе, автор сравнивает его с могучим деревом, выросшим на плодородной земле российской. Мужчина обладал крепким здоровьем и силой былинных богатырей. Вместе с ним родилась потребность в постоянном движении и труде. Его родным пространством, знакомым с самого рождения было село, где физическая работа считалась нормой. Немой богатырь вырос среди крестьян, жизнь их была наполнена трудностями, но юноша находил в своем трудолюбии ощущение полноты жизни и забвение от всех невзгод, с детства он полюбил работать физически и находил в этом подлинную радость.

Одной из главных черт его личности является стремление доводить любое дело до конца, выполнять его на совесть. Описывая данную способность, писатель использовал яркие сравнения, образы, передающие в полной мере всю суть тяжелой работы Герасима. Например, представляя процесс вспашки земли, читатель видит, что мужчина будто ы сам, без помощи лошаденки врезается своей грудью в землю. Если он косил траву, то казалось, что вместе с ней он может смахнуть с лица земли и соседний березовый лесок прямо вместе с корнями. Рубка дров также удавалась ему на славу, инструмент звенел будто стеклянный, во все стороны разлетались щепки и готовые полешки.

Добросовестное выполнение любого дела придавало мужчине ощущение собственной значимости, самоценности, повышало чувство его достоинства. Внутренние чувства отражались и на его внешнем облике. Его осанке была присуща важность, наполненная торжественностью, он был предельно аккуратен и строг, придерживался во всем порядка и был очень серьезен, презирал бездельников, состоящих в барской прислуге.

Вмешательство помещицы в его жизнь было грубым и бесцеремонным, что красивая, гармоничная деревенская жизнь Герасима, наполненная для него лишь понятным смыслом, была просто уничтожена. Самовластная барская прихоть смяла все устремления и жизненные желания мужчины. Ради удовлетворения собственного тщеславия Варвара Петровна решила иметь у себя на дворе такого видного дворника, с выдающимися внешними данными, чтобы поместные соседи удивлялись и завидовали ей. Из-за простой прихоти была поломана целая жизнь человека. Его, как зверя выловили из родного леса, переселили из стихии, близкой ему по духу, в совершенно незнакомую, чужую враждебную обстановку. Немой находился поначалу в полной растерянности и смятении, он скучал по дому, и не понимал за что такое произошло с ним. Автор приводит в тексте яркое сравнение главного персонажа со здоровым быком, которого забрали с поля, полного сочной высокой травы и закрыли в железном душном вагоне и куда-то повезли. Его теперь вместо природы, к которой он привык с детства, окружает стук, визг, пар, дым с искрами от мчащегося вперед в неизвестном направлении паровоза.

Герасиму было невыносимо скучно на новом месте, он не знал, чем себя занять, так как масштаб дел был несоизмеримо меньше, и немой страдал от безделья. Ему по душе был тяжелый физический труд, полевая изнурительная работа, где можно было применить всю силу, данную ему природой при рождении. Не зная куда себя деть, мужчина искал для себя укромное место и, бросившись на землю грудью, проводил в неподвижности долгие часы, будто зверь, загнанный в клетку.

В данном искреннем образном представлении о безысходности всего положения автор иллюстрирует весь ужас помещичьего произвола и самовластия. Бедняка лишили даже радости полноценного труда, единственного, что хоть немного украшало ужасное обездоленное существование, лишенное счастья и надежды.

Однажды в эту беспросветную тьму безрадостного существования Герасима вошло светлое чувство любви. Он влюбился в крепостную прачку Татьяну, прислуживавшую барыне. Она была похожа на него своим мироощущением, ее жизнь у помещиков была такой же обездоленной и горькой. На время немому богатырю удалось отвлечься от собственных переживаний, и он даже решился идти к барыне, чтобы получить разрешение на свадьбу. Судьбе было угодно распорядиться иначе. Варвара Петровна нанесла ему новый жестокий удар, несправедливо вмешавшись в его личную жизнь. Она распорядилась выдать девушку замуж за башмачника, который был беспросветным пьяницей. В результате подобной неосмотрительности и барского эгоизма были растоптаны две человеческие жизни. Чувство бедного дворника было унижено, растоптано и высмеяно. Скромная Татьяна также не смогла противостоять воле помещицы и вынуждена влачить горькое существование с пьяницей мужем.

Читатель видит, что подобный поступок не был вызван намеренной злой мыслью помещицы, она была способна причинять людям боль, даже не замечая этого. Ей нравились собственные слуги, оскорбления и унижения, которые выпали им, явились следствием общественной системы. Барыня попросту не умела и не знала, как по-другому можно общаться с крепостными. Такой порядок был заведен веками, она лишь повторяла то, чему научили ее родители, деды и прадеды. Татьяну она практически не знала, а Герасима милостиво жаловала за его силу и верность. Варвара Петровна просто воспользовалась своим правом вершить судьбы людей, находящихся под ее неограниченной властью. По своей недалекости женщина считала, что своими действиями совершает великое благо, сделает прачку счастливой, но вместо этого погубила девушку, причинила ей невыносимые страдания и боль, лишив ее самого ценного права на выбор, права свободно распоряжаться собственной судьбой.

Данный поступок свидетельствует лишь о том, как далека власть от интересов народа, простых тружеников. Все ее действия несут в своей основе враждебность, приносят несчастья и страдания. По мнению Тургенева, суть всего подобного неправильного устройства взаимоотношений между помещиками и простыми людьми заключается в общем государственном устройстве, а вовсе не в качественных характеристиках дворян. Возможно по своим личным качествам они являются неплохими людьми, но закон предоставил им вседозволенность, это развратило их нравы и помещики решили, что могут самостоятельно вершить судьбы других людей, разрушая и бессердечно губя их по своей прихоти, необоснованной здравым смыслом.

Вариант 4

Простой беззлобный Герасим был обижен и оскорблен людьми. Вся его доброта и порывы светлой души направились к спасенному им щенку. Собачка стала единственным живым существом, отвечавшим ему взаимностью на его ласку. Мужчина глубоко привязался к этому живому существу. Он был страшно одинок и обездолен и нашел смысл своего существования в заботе об этом маленьком живом существе. Такое увлечение никому не могло причинить неудобства или зло, его увлечение было абсолютно невинно. Варвара Петровна снова вмешивается в его жизнь, грубо лишает немого крепостного его последней радости в жизни. По простой барской прихоти Му-Му погибла, ее хозяин сильно страдает. Душа Герасима не может выносить такую жестокость и несправедливость, он решается на бунт. Простой и честный человек смог его выразить лишь в безобидной пассивной форме.

Душевная сила немого крепостного нашла выражение в светлом сильном чувстве к Татьяне и в нежной привязанности к собаке. Автор сумел представить читателю всю глубину чувств простого рабочего человека, который несмотря на всю свою наивность и неразвитость, способен на сильно переживать внутри себя и мелкие радости, и большое беспросветное горе. Таким могучим мужчинам не чужды преданность без корысти и трогательная привязанность, и даже самоотверженная любовь. Разное социальное положение никак не влияет на эмоциональную сферу человека. Кто бы он ни был по своему происхождению, он может наравне с остальными испытывать всепоглощающие чувства.

Душевный мир центрального персонажа раскрывается через его действия. Писатель не дает читателю полную картину его взаимодействий с окружающими и поступков, он показывает процесс развития внутренних психологических процессов, проявляющихся во внешних действиях героя. Так, например, он коротко и емко говорит о развитии чувства любви к Татьяне. Сначала он не обращал на нее особого внимания, потом стал, встречая ее, изредка посмеиваться, затем начал заглядываться и в конце концов совершенно не спускал с девушки глаз. Тургенев мастерски подбирает для описания подходящие глаголы, каждый из них выражает определенное внутреннее состояние, так создается общая картина зарождения роста и развития любви в жизни немого крепостного.

Кульминация данного события произошла тогда, когда Герасим, глупо смеясь и ласково что-то мыча дарил своей избраннице пряничного петушка, в этом наивном и в некотором смысле комичном действии проявилась вся его бесхитростность и душевная искренность. Полюбив Татьяну, богатырь искренно привязался к девушке и повсюду ходил за ней, ревниво оберегая от всех неприятностей. Мужчина дарил ей приятные мелочи в виде лент и конфет, расчищал перед ней метлой дорогу, когда она проходила мимо. В этих мимолетных поступках, как бы между прочим упомянутых в основном сюжете, проявляется сила его искренней безгласной любви.

Другие душевные переживания немого дворника Тургенев также представил через описание его отношения к своим рабочим обязанностям. Маленькие простые радости, и большое горе нашли свое выражение в различных по характеру поступках мужчины. Талант мастера выразился в умении придать действиям Герасима такой посыл, который поможет наиболее полно понять то или иное его душевное состояние героя. Несчастье, причиняя боль, парализующе действовало на бедного человека, его движения вследствие этого становились медленными, он терял целеустремленность. Всегда деятельный и предельно аккуратный, дворник, переживая отрицательные эмоции, забывал о своих обязанностях или плохо исполнял их. На него нападала некоторая рассеянность, равнодушие ко всему, происходящему вокруг. Так было с Герасимом после его общения с Татьяной, он ушел в свою каморку и целые сутки не выходил оттуда, тоже самое произошло с ним после исчезновения любимой Муму. Мужчина, потрясенный горем, весь день не выходил из своей комнатушки и, как рассказывал форейтор Антипка, всю ночь вскрикивал, кряхтел и ворочался.

Когда Герасим испытывает радость, все вокруг становится совершенно иным. Он работает в удовольствие, все спорится в его огромных умелых руках, не зря он сумел заслужить уважение у придирчивой барыни Варвары Петровны, которая ценила его за исполнительность и добросовестное отношение к вверенным ему обязанностям.

Характерной манерой творчества Тургенева было описание внутренних характеристик через описание внешности. Лицо, по мнению автора, представляло собой зеркало души персонажа. У Герасима оно выражает то полное недоумение, когда он, приоткрыв рот, следит за прохожими в надежде узнать причину своего загадочного положения, то оно угрюмое и бледное, когда дворник опечален чем-то. Когда крепостной человек счастлив, то оно добродушно светится внутренним огнем, искренне улыбается.

Также в произведении можно отметить описание образа центрального персонажа на контрасте с другими второстепенными героями. Прислуга помещиков – лакеи, дворецкий, повара, все это были развращенные близостью к вышестоящим по чину люди, одетые в немецкие кафтаны. На их фоне добрый Герасим выделяется крайне рельефно, в нем представлена идея здорового начала в трудовом слое населения. Он сумел противостоять разрушительному влиянию дворовой среды, привыкшей к городскому паразитическому укладу жизни. Его крепкая натура, выросшего в деревне, человека смогла выстоять в условиях удушающей атмосферы барских владений и сохранить свою чистоту и непосредственность.

номер 57839375563

Сочинение по произведению «Муму» Тургенева
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
0
0
Комментарии
tlovertonet
07.12.2024

This is the right blog for anyone who wants to find out about this topic. You realize so much its almost hard to argue with you (not that I actually would want…HaHa). You definitely put a new spin on a topic thats been written about for years. Great stuff, just great!

Добавить комментарий