Мы подготовили примеры 5 лучших сочинений на тему «Главные герои произведения «Муму» И. В. Тургенева» для учеников 5 класса, чтобы вы могли написать сочинение на отлично.
Вариант 1
В рассказе «Муму» И. С. Тургенев изобразил положение крепостных крестьян и образ жизни помещиков. Главные герои произведения олицетворяют крестьянство и дворянство. Герасим – это образ крепостных, а барыня олицетворяет всех помещиков.
Герасим олицетворяет русский народ. Глухонемой наделен необычайной силой, автор сравнивает его мощь с богатырем. Герасим так же связан с землей, как и богатыри. Только в деревне, на поле он чувствовал себя свободно и хорошо. Городская жизнь не нравится немому дворнику.
Как и Герасим, крепостные сильны, но все же выполняют все указы своих владельцев. Народ не имеет право голоса, словно они глухонемые от рождения.
За внешней угрюмостью крепостного скрывается сочувствие и сострадание. Бедный народ выглядит непривлекательно. Но простые люди ценят искренние чувства и доброту. Только с добрым и сострадательным сердцем можно выжить в тяжелых условиях. Герасим с покорностью принимает свое положение. Внутренняя сила помогает ему пережить все прихоти барыни.
Барыня воплощает в себе всех помещиков. Она даже не имеет в рассказе имени. Все помещики одинаковы, можно описать одного, чтобы показать всех остальных.
Тургенев передает быт помещиков, который доходил до нелепости. У барыни было много дворовых людей. Среди них были швеи, прачки, портнихи. Но лечение людей было доверено шорнику, который заодно лечил и лошадей. Также барыня владела деревней и домом, но все пришло в упадок. Владения были большими, но они не говорили о достатке.
Жизнь крепостных зависела от прихоти своенравной барыни. Даже если она была в хорошем расположении духа, ее нельзя назвать доброй. Она дала дворнику целковый, потому что ее позабавил случай с кастеляншей. Муму была занесена в дом, потому что барыне было любопытно. Помещица думала, что делает доброе дело, отдав Татьяну за Капитона. Но это губит жизнь безропотной девушки. Все это капризы, а не настоящая доброта. Барыня не желала причинить кому-нибудь зло специально. Но ее дела оборачивались именно вредом.
Помещики применяли свою власть к крестьянам. Владельцы решали судьбы своих крепостных. Капризы помещиков ломали семьи, любовь простых людей. Работа тоже определялась решением помещиков. Никому не нужно было, что их крестьяне имеют свои предпочтения и чувства.
Таким образом, немота Герасима – символ бесправия народа. Сумасбродная барыня отражает все недостатки помещиков. Барство владело тем, чем не могло управиться. Простой народ умел все, но ему не давали ничем владеть. Несправедливости такого уклада жизни были выражены в рассказе И. С. Тургенева «Муму».
Вариант 2
В рассказе И. С. Тургенева «Муму» показано стремление крепостных отстоять свое право на счастье. Некоторое время после написания рассказ запрещалось печатать. Цензура не пропускала «Муму», потому что И. С. Тургенев открыто показал самодурство помещиков.
Автор передает историю служения немого дворника Герасима в городском доме барыни. Противостояние главных героев показывает отношения крестьянства и дворянства.
И. С. Тургенев детально описывает быт Герасима и барыни. Сравнение показывает большие различия в жизни крепостных и помещиков.
В описании героев почти ничего не говорит о самой барыне. Короткое упоминание создает впечатление старости. Ее жизнь сравнивается с вечером, который чернее ночи. Из описания внешности говорится только о «сладкой улыбке на сморщенных губах».
В описании Герасима автор восхищается немым дворником. Он говорит о мощи, силе и трудолюбии крепостного. Чтобы полнее описать крестьянина, Тургенев сравнивает его с богатырем, могучим деревом, быком, гусаком. Каждое сравнение отражает какое-либо качество Герасима. Немой дворник был сильным, трудолюбивым, степенным и справедливым.
И. С. Тургенев подробно описал облик и характер Герасима. Мы можем представить его себе. А образ барыни предстает только описанием ее действий и капризов. Прототипом для нее послужила мать писателя. Случай с собачкой был реальным, автор только изменил конец.
Для того, чтобы еще больше рассказать о героях, И. С. Тургенев описывает их жилища. Дом барыни большой, но он ветхий. Чистота поддерживается только усилиями дворника Герасима. Дом с покривившимся балконом сравнивается с самой хозяйкой.
В каморке Герасима вся мебель была неказистая, но зато очень прочная и крепкая. Даже трехногий стул стоял ровно. Обстановка комнаты тоже сравнивается с ее жильцом. Герасим был простым и имел физические недостатки, словно его трехногий стол. Но дворник крепко стоял на ногах, как и его мебель.
Физическую и душевную силу Герасима чувствовали все окружающие. Его уважали и боялись, старались не сердить. Барыню все боялись не за ее личные качества, а потому что она могла распоряжаться людьми. Свадьбы крепостных, работа и все другое было во власти помещиков. Это была не личная сила дворян. К тому же помещики часто пользовались своей властью несправедливо.
Герасим выполнял приказания барыни, но при этом не терял самоуважения. Когда люди пришли за собачкой, Герасим жестами показал, что сам все сделает. Он показывает, что будет решать судьбу Муму, а не другие. Но невозможно жить рядом с теми, кто его к этому вынудил. Именно поэтому Герасим ушел в деревню и стал заниматься привычным трудом. Он не смог бы дальше жить рядом с помещицей.
Сравнение барыни и Герасима показывает, насколько мир крепостного отличается от «скупой и скучающей старости» помещиков. Противопоставление двух сторон показывает богатство народа и разруху в дворянстве. Герасим и простой народ вызывают сочувствие. Барыня и мир помещиков достойны осуждения.
Вариант 3
В рассказе И. С. Тургенева «Муму» изображена жизнь крепостного народа. Автор показал несправедливое положение крепостных людей. В образах своих персонажей он раскрыл мир крестьян и помещиков. Главные герои – Герасим и барыня.
Герасим объединяет в себе русский народ. Глухонемой выражает трудолюбие, силу, доброту, сострадание крепостных крестьян. Он привык жить в деревне и не принимает городскую жизнь.
Барыня велела Герасиму переехать из деревни. Он оказался среди многочисленных дворовых людей. При этом Герасим резко выделяется среди них. Они тоже противопоставляются ему, как и барыня. Автор изображает дворецкого, лакеев, поваров и других дворовых в неприглядном свете. Эти люди долгое время живут рядом с помещиками и поэтому много переняли от барской жизни.
В деревне Герасим жил отдельно от всех. В городе он продолжил быть нелюдимым. Но Герасим мог испытывать к людям и животным искренние чувства, преданность. Ему было легче на природе, чем в городской среде. Он был отделен от мира своей глухотой и немотой. Но при этом Герасим мог понимать все и чувствовать лучше, чем обычные люди.
Когда Герасим вернулся в деревню, то стал жить и работать по-прежнему, но изменился внутренне. Все заметили, что Герасим не общается с женщинами и не заводит собак. Пережитое ранило его душу. Теперь он отгородился от того, что может принести новые страдания.
Полной противоположностью Герасиму предстает барыня. Она является образом всех помещиков. Барыня пользуется своей властью несправедливо и без толку. Ее приказания больше похожи на капризы. Она дала целковый Герасиму, потому что ее рассмешил его поступок с кастеляншей. Муму сначала вызвала ее интерес, но потом испугала. Но барыня об этом забыла, ее стал раздражать только собачий лай.
Даже в попытках сделать доброе дело барыня причиняет вред. Она захотела образумить пропойцу Капитона и решила женить его. Но при этом губит судьбу покорной Татьяны. Девушку ждет тяжелая жизнь с пьяницей. Семейная жизнь не исправила башмачника, но ухудшила положение Татьяны.
Барыня не видит, чем оборачиваются ее решения для простых людей. Чувства барыни быстро сменяют друг друга. Кажется, что они вообще не имеют связи друг с другом. Когда Герасим уходит в деревню, барыня гневается, плачет, велит вернуть его. Но потом отказывается от него как от неблагодарного человека. Ей нужны были люди, которые всегда выполняли бы указания и не уходили.
Барыня окружила себя многочисленной дворней и приживалками. Но рядом не было родных людей или таких же помещиков. Муж умер, дети служат или создали свои семьи. Барыня живет отчужденно. Ее жизнь сравнивается с вечером, который «чернее ночи». Она доживает свою «скупую и скучающую старость».
Через сравнения и описания поступков героев мы лучше понимаем положение народа. Автор не просто рассказывает нам историю. Герои произведения воплощают в себе черты людей их сословий.
Вариант 4
И. С. Тургенев в рассказе «Муму» показывает беззащитное положение крепостного. Власть помещиков ломает жизни крепостных людей. Но народ таит в себе силу, которая может побудить уйти от несправедливости и бесправия. Такую народную силу и бесправное крепостничество показал автор в образах главных героев – Герасима и барыни.
С начала повествования автор знакомит нас с барыней. Он не указывает ее имени, не дает описания внешности. Упоминается только «сладкая улыбка на сморщенных губах» и описывается ее быт.
Барыня окружила себя многочисленной дворней. Среди них выделялся дворник Герасим.
Герасим – добрый и справедливый крестьянин. Он обычный крепостной, поэтому выполняет все указания помещиков. Герасим сравнивается с богатырем. Он такой же сильный, могучий, крепкий и высокого роста.
Несмотря на свою силу, Герасим нелюдим. В деревне он жил бобылем, отдельно от всех. В городе он тоже ни с кем не сближался. На двери его каморки всегда висел большой замок. Герасим не любил, что бы к нему кто-нибудь входил. Это разрешалось только собачке Муму. Для нее дворник сделал отверстие в двери. Но собачка все равно мешала барыне.
Барыня показана как сварливая вдова. Ее дети разъехались, она доживала в доме свою «скупую и скучающую старость». У барыни капризный характер. От ее прихотей зависела жизнь крепостных. Она могла думать, что делает хорошее дело. Но все равно ее решения оборачивались плохо. Так получалось, потому что помещики не интересовались чувствами и мнениями крепостных.
Но Герасим чувствовал больше, чем остальные. Он только на вид был грозен. Внутри крепостной умел любить, привязываться и сопереживать. Барыня была лишена таких качеств. Ее капризы и желания быстро сменяли друг друга. Она велела избавиться от собачки, но потом утверждала другое. Барыня обладала властью, но не понимала последствий своих решений. Ей было не жалко Муму, а ушедшего Герасима назвала неблагодарным.
Крепостные с детства привыкали выполнять волю помещиков. Но после смерти Муму Герасим решается на самовольный уход в деревню. Его путь описан не как бегство, а как возвращение в родные места. Он шел с радостной решимостью. В описании встречается новое сравнение. Автор сравнивает Герасима со львом. Бывший дворник шел бодро и сильно. Прямая дорога словно указывает, что у Герасима есть только один верный путь.
Образы барыни и Герасима раскрывают отношения крепостных и помещиков. Глухонемой богатырь олицетворяет русский народ, а барыня воплощает в себе самодурство помещиков. Крепостные пока еще выполняют барскую волю, но уже чувствуют другой путь.
Вариант 5
В рассказе И. С. Тургенева «Муму» мы знакомимся с жизнью простых крестьян при крепостном праве. Главными героями являются крестьянин Герасим и барыня. Их образы воплощают черты крепостных людей и помещиков. По этой причине рассказ надо читать не только как реальную историю. Произведение И. С. Тургенева показывает судьбу крепостничества.
Глухонемой Герасим олицетворяет крепостное крестьянство. Он изображен угрюмым человеком с необычайной силой. Автор восхищается всеми качествами Герасима, сравнивает его с богатырем. Другие крепостные боятся сильного глухонемого, а барыня ценила его как верного и сильного сторожа.
Барыня выписала глухонемого крестьянина из деревни и поставила его работать дворником. Герасиму не нравится городская жизнь, но он ответственно выполняет свою работу. Постепенно Герасим свыкся со своим новым положением.
Герасим сторонился дворовых людей, но выделил среди всех прачку Татьяну. Она была покорной и слова не могла вымолвить против. Девушка тоже воплощает безропотный народ.
После женитьбы Капитона и Татьяны опечаленный Герасим нашел утешение в заботе о щенке. Собачка – тоже бессловесное существо. Но она умеет быть преданной и по-своему выражает любовь к хозяину. Герасим успокаивается, но его жизнь омрачают капризы барыни.
Барыня воплотила в себе самодурство помещиков. Она изображена старой вдовой. Ее родственники разъехались, ее окружают только приживалки и дворовые люди. Атмосфера в доме унылая. Барыня доживала свой век, но ее боялись. Страх вызван тем, что крепостные были ее собственностью.
Барыня была своенравной и несправедливо решала судьбу крепостных. Она перевезла Герасима из деревни, выдала Татьяну за пьяницу Капитона без их согласия. Мнения и чувства крепостных не волновали помещицу. Она требовала выполнения своей воли.
Требования барыни больше похожи на капризы. Сначала собачка Муму заинтересовала ее, потом испугала и стала мешаться. Рассерженная барыня велела избавиться от бедного животного. Но даже гнев помещицы похож на каприз: «Она закинула назад голову, что должно было обозначать обморок».
Прихоти барыни были вызваны ее «скупой и скучающей старостью». Герасиму и всем крепостным остается только их исполнять. Немота Герасима является символом бесправного положения народа. Крепостные не могли ничего сказать в свою защиту и не решались протестовать.
Герасим выбрал свой способ протеста. Но перед этим он выполняет обещание и избавляется от Муму. После этого дворник уходит в деревню. В своем возвращении в родные места автор сравнивает Герасима со львом. Крепостной хоть в чем-то поступил по-своему.
Это еще не полный протест, но уже первые шаги в этом направлении. Дорога, по которой возвращается Герасим, описана прямой, словно стрела. Она указывает на стремление народа к свободе и к тому, что ему дорого.
Герасим, глухо немой крестьянин. Он одинок и, просто работает, привык повиноваться. Муму, для него, друг, ребёнок, смысл его жизни. Но поаинуясь приказу, он, все таки, ихбавился от неё. Но этот приказ и то, что он сделал, всколыхнуло его сознание. Он вернулся в деревню. Это своеобразный протест против такой жизни, её укладка.
Герасим, глухо немой крестьянин. Он одинок и, просто работает, привык повиноваться. Муму, для него, друг, ребёнок, смысл его жизни. Но поаинуясь приказу, он, все таки, ихбавился от неё. Но этот приказ и то, что он сделал, всколыхнуло его сознание. Он вернулся в деревню. Это своеобразный протест против такой жизни, её укладка.