Сайт СочинениеSkill.ru подготовил несколько вариантов сочинений по пьесе А. Н. Островского «Гроза» для 10 класса. Используя их, вы сможете написать сочинение на отлично.
Вариант 1
Главным персонажем пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Катерина. Автор показал всю глубину переживаний девушки, оказавшейся в обществе, которое ее не понимает и не принимает.
Катерина стремится к семейной жизни. Но, попав в семью Кабанихи, где все подавляют друг друга, не соглашается с таким положением. Ее постоянно упрекают в чем-либо, а муж – слабохарактерный и никак не может защитить жену.
В доме Кабанихи все основано на притворстве. Прикрываясь приличием и религиозностью, она требует от всех абсолютного подчинения. Вся жизнь в Калинове, как и в доме Марфы Игнатьевны, полна притворства. Символично звучит песня, которую поет Кулибин. Жена пьяного казака просит не бить ее, пока не уснут дети и соседи. Все творится под прикрытием.
Встретив Бориса, Катерина стоит перед выбором, как ей поступить. Катерина не может, как Варвара, соблюдать правила для приличия. В своем признании Варваре Катерина разрывается между сомнением и решимостью, покаянием и верностью чувствам. Она хочет быть искренней, а не притворяться и скрываться, потому что ей противны ложь и насилие. Катерина честна, поэтому признается во всем мужу и семье. Но ее честность поворачивает людей против нее.
Искренним признанием Катерина бросает вызов обществу. Но ни у кого она не находит сочувствия. Даже Борис показывает себя таким же слабым и подневольным, как и другие жители. Катерина в отчаянии надеется только на него, но Борис оказался робким. Он не может идти против воли дяди, как Тихон не идет против Кабанихи. Оба чувствуют внутри несогласие, но внешне все остается по-прежнему. Но Тихон в конце пьесы немного изменяется в понимании происходящего. Он говорит, что завидует Катерине, ведь она ушла из жизни, а ему придется дальше жить в таком обществе. Борис же бросает возлюбленную наедине с ее внутренним конфликтом. На прощание он высказывает мнение, что смерть избавила бы девушку от невыносимых страданий.
Ни с Тихоном, ни с Борисом Катерина не может найти счастья. Ее свободолюбивая душа не желает с этим мириться. Катерине хотелось бы взлететь, как птица, но находит только один выход: «Мне что домой, что в могилу – все равно». Ей становятся противны и люди, и дом. Душа чувствует отчаяние: «Точно я стою над пропастью». Катерина чувствует себя одинокой в своих переживаниях. Предсказание сумасшедшей барыни еще больше усиливает душевное смятение девушки. Приближающаяся гроза становится символом усиливающегося напряжения и неминуемой развязки.
Героиня лишает себя жизни в знак полного протеста. В мире лжи и насилия ей нет места. В ее понимании, жизнь в таких условиях ничем не отличается от смерти. Но у Катерины нет сил и воли изменить сложившийся уклад жизни. Подобно другим персонажам, она чувствует себя подневольной. Но, в отличие от них, Катерина не подчиняется лжи под покровом приличия. Она не может совладеть со своими чувствами, а общество вокруг слишком грубо, чтобы принять ее тонкую натуру.
Катерина ничего не может сделать с обстоятельствами, но внутренне она осталась верна себе. Это выражено в словах Кулибина, принесшего тело девушки: «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша». Ценою жизни Катерина выразила протест, и мир Калинова, мир Кабанихи пошатнулся. Все были потрясенно, а Тихон, всегда покорный, обвиняет во всем мать.
Вариант 2
Драматург А. Н. Островскмй в пьесе «Гроза» изобразил несколько персонажей, отражающих общество того времени. Наиболее ярким является образ Катерины, отказавшейся жить в деспотичном обществе.
Образ Катерины в пьесе «Гроза» неоднозначен. В ее характере можно выделить сильные и слабые стороны, ее поступки могут вызывать одобрение и осуждение. Катерина раскрывается с разных сторон.
По характеру Катерина открытая, мечтательная и свободолюбивая. В родительском доме ее воспитали в любви и ласке. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попадает в совершенно противоположное окружение. Позже Катерина с тоской вспоминает годы до замужества и сравнивает их с тяжелыми отношениями в семье Кабановых.
Уже с первого действия пьесы виден протест Катерины против притеснений. Она не терпит нападки деспотичной свекрови, возражая той, что напраслина никому не нравится. Поведение молодой снохи не нравится Марфе Игнатьевне. По ее словам, Катерина не ведет себя как жена: не слушается беспрекословно мужа, не плачет и не кланяется мужу перед разлукой.
Мать Тихона, которую прозвали Кабанихой, часто упрекает и обижает девушку. Сам Тихон не может вступиться за жену, потому что во всем подчиняется маменьке. Катерина не любит мужа, но все же испытывает к нему привязанность и уважение. Перед отъездом Тихона она просит его не оставлять ее, словно предчувствуя беду. После всего случившегося Катерина не хочет обманывать мужа и скрывать свою любовь к другому человеку под внешними приличиями.
Борис, племянник купца Дикого, очаровал Катерину своей образованностью, обхождением. Он не был похож ни на кого из жителей Калинова, поэтому Катерина потянулась к нему. Но испытывая к нему чувства, она в своих словах словно обвиняет его. Встреча с Борисом и вспыхнувшая страсть отняли волю у девушки.
Катерина была воспитана религиозной. От этого она сильнее переживает вынужденный обман мужа. Зная о том, что самоубийство – грех, отчаявшаяся женщина все равно решается на этот шаг. Жизнь по-старому, то есть возвращение в дом Кабанихи, равносильна для нее смерти.
Самоубийство Катерины тоже можно понимать неоднозначно. С одной стороны, она ничего не могла сделать в жестких условиях общества. Но с другой, Катерина бросила вызов всему обществу. Она показала, что есть люди, имеющие смелость заявлять о своих чувствах и мыслях. Когда-нибудь для того, чтобы изменить старые порядки, не нужно будет умирать.
Вариант 3
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» действие происходит в заволжском городке Калинове. Драматург показал жестокие нравы общества, в которых трудно жить свободной личности.
Калинов похож на темное царство. Его пейзаж уныл и однообразен, лица у людей угрюмые, а сами они живут замкнутой жизнью. Жители городка изображены невежественными людьми. Бедные слои населения вынуждены работать день и ночь. Но даже богатые горожане не отличаются образованностью. Единственным просвещенным жителем можно считать только Кулигина. Он обеспокоен будущим жителей городка. Но его идеи не находят у горожан одобрения и понимания. Тем не менее Кулигин стремился изменить нравы и привычки горожан. Его расстраивает, что жители необразованны и не хотят зарабатывать деньги честным трудом.
Самый зажиточный житель – купец Дикой. Большие деньги он нажил, разоряя рабочих, потому что не считает людьми бедных жителей. Купец по характеру груб, поэтому часто с кем-нибудь ругается. В своих поступках он руководствуется только личным мнением и делает все, что ему вздумается.
Марфа Игнатьевна Кабанова, прозванная Кабанихой, тоже богата. По характеру она похожа на Дикого. В обществе Кабаниха стремится показать себя с хорошей стороны. Но ее религиозность, забота о семье и приверженность обычаям ненастоящие. Домочадцы страдают от нрава Кабанихи, больше всего достается Катерине. Возражения Катерины словно бы еще больше возмущают Кабаниху.
Дочь Кабанихи Варвара также страдает от гнета матери. Но Варвара не протестует открыто, она умеет поступать по-своему тайком. По ее мнению, главное, чтобы все было шито-скрыто. Вместе с Кудряшем они олицетворяют жителей, которые скрытно протестуют и умеют приспосабливаться к жестоким нравам Калинова.
Эти нравы скрываются за обычной и размеренной жизнью городка. Жителями руководят корысть и жестокость. Искренние чувства и разум не могут существовать в таких условиях. Все высокое и чистое высмеивается или считается греховным. Ложь и обман портят людей. Это становится обычным явлением, сами жители ничего не замечают, а некоторые, наоборот, считают правильным. Странница Феклуша восклицает, что народ города живет в земле обетованной. Феклуша – воплощение суеверий и невежества, ее слова всегда контрастируют с происходящим в городе на самом деле.
В таких условиях не могут жить чистые и стремящиеся к счастью люди, как Катерина. Даже Кудряш с Варварой сбегают от самодурства. В Калинове нет им житья. Остается либо сбежать, либо погибнуть, если пока невозможно ничего сделать с жестокими нравами города Калинова.
Вариант 4
В пьесе А. Н. Островского «Гроза» показаны жестокие, устаревшие нравы города Калинова. С деспотизмом не согласны две героини. Между девушками есть общие черты, они обе тяготятся окружением, в котором вынуждены жить. Но каждая по-своему выражает свои мнения и выбирает свой путь.
Катерина и Варвара росли в разных семьях. Варвара с детства привыкла приспосабливаться к властной Кабанихе. Катерина и Варвара росли в разных семьях. Варвара с детства привыкла приспосабливаться к властной Кабанихе. Катерина же росла в любящей и заботливой семье, поэтому устои семьи Кабанихой сильно ранили ее душу. Но обе девушки понимали, что такая жизнь не для них, поэтому они противостоят калиновскому миру. Только делают это в соответствии со своим характером.
Варвара только внешне живет по требованиям общества. Девушка притворяется и обманывает свое окружение, этому она вынужденно научилась еще с детства. Варвара не противоречит никому открыто, но ее тайные действия говорят за нее. Сестра Тихона открыто говорит, что устои семьи не имеют для нее никакого значения. Она живет по принципу «шито-крыто»: делай что хочешь, если чего-то желаешь, то делай, но так, чтобы никто не узнал о том. В соответствии со своим пониманием, Варвара тайно встречается с Кудряшом и так же помогает встретиться Катерине и Борису.
Катерина не умеет врать и претворяться. Она предпочитает оставаться верной самой себе и близким людям. Несмотря на брак с нелюбимым мужем, Катерина чувствует к нему привязанность. Она не может обманывать его и поэтому все рассказывает. Встречи с Борисом заставляют ее чувствовать сомнения и угрызения.
Катерине тяжело, потому что она не находит поддержки ни у Тихона, ни у Бориса. Первый полностью подвластен матери, второй – своему дяде. Рядом нет надежного мужчины, а калиновское общество отвернулось от нее. Катерина остается одинокой в своих переживаниях.
Варвара находит поддержку у Кудряша. Вместе они тайно встречаются, а после убегают из города. Она не видит другого выхода избавиться от деспотизма матери и не обеспокоена тем, как общество отнесется к ее поступку.
Катерине некуда деваться, а возвращаться в дом Кабанихи смерти подобно. Она разрешает ситуацию так же категорично, как и в случае признания встреч с Борисом: ведь даже признавалась, будто в омут головой бросалась.
В беседах девушек выражаются их общие мысли и показывается разница между ними. Катерина – мечтательная и возвышенная, а Варвара – практичная, но все же имеющая чуткую и отзывчивую душу. Варвара иначе смотрит на жизнь и не понимает душевных переживаний Катерины. Но еще хуже к чувствам девушки относится общество Калинова.
Невежественное общество, в котором вынуждены жить девушки, не приемлет ничего искреннего и разумного. Те, кто не согласен с такими устоями, встают перед выбором, как быть дальше. Два образа чувств и мышления в таких условиях изобразил А. Н. Островский в пьесе «Гроза».
Вариант 5
В пьесе «Гроза» А. Н. Островский создал образ Катерины, отличающийся глубокими переживаниями. Девушка стала символом протеста против невежественных, устаревших норм общества. Но ее внутренней силы не хватило на переустройство существующих устоев. Катерина уходит не только от общества, но и из жизни. Ее решение трудно оценить однозначно.
Можно придумать и рассмотреть различные выходы из сложившейся ситуации. Но насколько они подошли бы Катерине в ее положении? Девушка оказалась в тяжелых обстоятельствах. Счастливые годы, проведенные в родительском доме, остается только с грустью вспоминать. Город Калинов с патриархальными устоями и невежеством не приемлет ничего искреннего и возвышенного. Дом Кабанихи – яркий пример деспотизма, власти. В нем Катерина не находит семейного счастья. Ей приходится жить с нелюбимым мужем и жестокой свекровью. Любовь к Борису лишь ненадолго вносит радость в жизнь. Вскоре Катерина вновь попадает в безысходность.
Побег с Борисом был бы желанным вариантом. Так поступили Кудряш и Варвара, которая не увидела другого способа избежать деспотизма Кабанихи. Но Варвара и Кудряш пришли к согласию. Борис же оказался слабохарактерным, полностью подвластным купцу Дикому, своему дяде. Даже прощаясь с Катериной, Борис высказывает мысль, что смерть была бы избавлением девушки от страданий.
Муж Катерины Тихон тоже не отличается силой воли. Его имя звучит символично: он всегда слушается свою мать, не возражая и не протестуя. Тихон никогда не защищал жену, когда Кабаниха упрекала Катерину. Не смог бы он вступиться за нее в дальнейшем, и жизнь в доме Кабанихи стала бы невыносимой для Катерины. Сама Катерина не смогла бы спокойно жить с Тихоном, сознавая свою неверность и печальную любовь.
Катерина не смогла смириться со сложившейся ситуацией. Возвращение в семью Кабановых для нее равносильно смерти. Она приняла решение, которое не требовало приспособления к окружающему миру и подавления совести и чувств. Поступок Катерины можно оценивать по-разному, но несомненно, что он был знаком протеста против тирании и деспотизма.
Вариант 6
В пьесе «Гроза» А. Н. Островский изобразил реальную жизнь общества своего времени. В своем произведении драматург показал постепенное разрушение старых, купеческих устоев. На смену им идет новое поколение, которое не желает смиряться с самодурством и своеволием. Это поколение выражает полное несогласие с прежним укладом жизни. Для них в нем нет места, нет жизни. Но их влияние постепенно вносит свет, и вот уже Тихон, постоянно соглашающийся с матерью, осмеливается ее обвинить во всем.
Кабаниха говорит о любви к сыну. Но за ее словами скрывается желание командовать и управлять Тихоном. Желание власти и корысть руководят не только Кабановой, но и другими жителями Калинова. Купцы живут за высокими заборами, скрывающими все утаиваемое от чужих глаз.
Жизнь городка основана на лжи и тирании. Корыстные и невежественные люди хотят все выставить в хорошем свете, но их набожность и приличие являются неискренними. Только блаженная Феклуша выкрикивает, что народ живет на земле обетованной и всюду благолепие.
Жители только внешне придерживаются утвержденных порядков. Они не желают учиться новому. Идеи Кулигин, которого можно назвать единственным образованным человеком, ни у кого не находят понимания. Он обеспокоен тем, что жители невежественны и хотят оставаться таковыми. Потребуется приложить немало усилий, чтобы дать им свет новых знаний сквозь тьму суеверий и косности.
Не ум и не веление сердца руководят людьми, а корысть и властолюбие. Они создают жестокие нравы городка, в которых оказывается Катерина. На каждом шагу она слышит призыв подчиняться патриархальным устоям. Но под внешней набожностью скрывается тирания и деспотизм. Особенно сильно это проявляется в доме Марфы Игнатьевны Кабановой, прозванной Кабанихой.
Кабаниха причисляет себя к староверам и желает принимать никаких новых порядков. Она всегда командует своим сыном Тихоном и не дает жить свободно дочери Варваре, еще одной жертвой становится Катерина. Кабаниха держит в страхе не только домочадцев, но и общество городка.
Кабаниха и подобные ей представители купечества символизируют общество Калинова. Им не нужны не только образованность, но и искренние чувства. По этой причине Катерина ни у кого не находит понимания и поддержки.
Тем не менее появление таких людей, как Катерина и Кулигин, необходимы общества. Своим примером и поступками они хотя бы постепенно подготавливают людей к решительным действиям.