Сайт CочинениеSkill.ru подготовил примеры лучших сочинений по картине «Осенние дожди» Виктора Ефимовича Попкова для 4-го и 8-го классов, чтобы вы могли написать работу на отлично.
Вариант 1. Небольшое сочинение для четвероклассника
На картине изображен самый известный русский поэт. Александра Сергеевича Пушкина и Виктора Ефимовича Попкова объединяла любовь к русской природе. Пушкин работал в селе Михайловском в 1824 году и написал много прекрасных стихотворений. А талантливый художник посетил это село через 150 лет (в 1974 году). Он почувствовал вдохновение великого русского поэта. Смог его передать.
На картине Пушкине смотрит на чудесный пейзаж и о чем-то думает.
Виктор Ефимович – не рядовой художник. Его работы есть в Третьяковской галерее, русском музее и в лучших галереях и частных коллекциях по всему миру.
У Пушкина и Попкова есть и еще сходства. Оба прожили не очень долго. Изображенный художником на картине поэт прожил 36 лет. А сам Попков всего на 6 лет дольше.
Виктор Попков, как и Александр Пушкин, еще в детстве мечтал только лишь о творчестве. Он знал, что станет хорошим художником. Мама поддерживала его (а Пушкина поддерживала няня Арина Родионовна). Виктор Попков еще в детстве посещал студию изобразительного искусства. Мечта полностью сбылась после окончания художественного института в Москве.
Интересно, что художник родился в простой рабочей семье. Так что его выбор профессии был смелым и нестандартным.
Картина «Осенние дожди. Пушкин» наполнена насыщенными цветами. А еще в ней есть размышления и строгие линии. На других картинах Виктора Ефимовича тоже есть эти особенности.
Центральная фигура картины – молодой поэт в черном фраке. Он стоит между белыми колоннами. Скрестил руки. Смотрит куда-то вдаль. Желтые и оранжевые тона указывают на осень. Это подтверждают и опавшие листья на ступенях террасы. Но вдали еще можно увидеть зеленые поля. Хмурое осеннее небо добавляет тревожность.
Как во многих картинах Попкова есть символы одиночества. В данном случае речь идет о белой лошади и садовой скамейке, на которой никого нет.
Картину нельзя назвать трагичной. В ней много красок и вдохновения. Но также есть тревожность и одиночество. Эту работу художник написал в последний год своей жизни. Его гибель, как и поэта, была нелепой, неожиданной и случайной.
«Осенние дожди» – это полностью зрелое полотно, в котором художник с полной силой выразил все, что собирался.
Вариант 2. Небольшое сочинение для 8 класса
Художник Виктор Попков не успел закончить свое полотно «Осенние дожди. Пушкин». Ведь осенью в год написания картины (1974) его не стало. Но это придает особенное звучание картине, и делает ее особенной. Эта незавершенность будто оставляет зрителю возможность самому понять что-то важное из недосказанного.
Известно, что в год создания работы Виктор Ефимович посетил Михайловское. Его вдохновило родовое гнездо поэта. Не секрет, что Пушкин больше всего любил осень. Именно в это время года создавал свои лучшие произведения. Поэтому поэт очень органично смотрится на крыльце.
Зритель видит поэта со спины. Тот прислонился к колонне. Смотрит вдаль. Пушкин стоит под крышей; и защищен от капризов природы. Полы его фрака развеваются. Становится понятно, что погода ветреная.
Художник показывает, что действительно идет сильный дождь. Ведь на лестнице есть лужи. Да и на скамейке вдали никого не видно. Да и что там делать в такую погоду.
Перед крыльцом есть ведущие вниз ступени террасы. А с обеих сторон можно увидеть деревья, которые покрыты осенним золотом.
Можно понять, что осень только началась. Ведь листья не успели облететь. Да и вдали виднеются зеленые холмы. Но осень вступает в свои права. В реке, которую видно вдали, можно заметить отражение мрачного и серого неба.
Краски художник выбрал минорные. Они подчеркивают некую тревогу и даже тоску. Хотя общее ощущение от картины скорее вдохновляющее и радостное.
Художник Попков был сторонником скорее драматического, так называемого «сурового стиля».
Судьба художника была не менее сложна, чем жизнь поэта, которого он изобразил. Ведь при жизни его считали просто хорошим художником. И только после того, как его не стало, работы Попкова заняли место в Третьяковской галерее. Они стали ценными во всем мире.
Так что у меня остается двоякое впечатление от картины. С одной стороны, я чувствую вдохновение, полет, динамичность, которыми она наполнена. А с другой – поневоле задумываюсь о судьбе гениальных творцов и о том, что многим из них при жизни не достается так уж много почета, уважения и материальных средств.
Они по-своему счастливы. Но и одиноки тоже.
Белая лошадь и одинокая скамейка намекают на что-то печальное. Но незавершенность работы придает ей особенное очарование.
Становится понятным, что талант – это не только радость, но и огромная ответственность, обреченность на одиночество и личная драма, которую окружающим сложно понять. Гениальность надо еще вынести на своих плечах.
Вариант 3. Подробное сочинение для старших классов
Виктор Ефимович – художник советского периода. Главные произведения он создал во второй половине XX века.
Для осмысления его творчества важно понимать, что он также делал графические работы. Так что благодаря этому на его полотнах вы всегда можете увидеть четкие линии. Можно сказать, что у каждого полотна есть невидимый каркас (четко очерченные детали, на которых все держится). И уже вокруг этого основного замысла можно увидеть лаконичные цвета.
Сам Попков родился в обычной рабочей семье. Это объясняет его фирменный «суровый стиль». Виктор Ефимович рисовал будни, но в то же время наделял полотна глубиной, философией, выразительностью. К его картинам хочется приглядываться. В них есть загадка жизни.
Можно сказать, что в картинах художника нет ничего лишнего. Так что их можно разглядывать долго, и открывать для себя что-то новое.
Виктор Попков любил поездки. Они вдохновляли его одолевать новые рубежи творчества. Он хотел лично прочувствовать жизнь и судьбу изображаемых им людей. И не всегда герои картин были его современниками.
Ведь на картине «Осенние дожди» вы видите Пушкина. Попков посетил Михайловское через сто пятьдесят лет после гениального поэта. Виктору Ефимовичу важно было оказаться именно в родовом гнезде поэта, чтобы проникнуть сквозь таинственный временной портал и при помощи интуиции художника изобразить эмоции великого русского поэта.
Думаю, что художнику это удалось. Дух Пушкина и правда витает по всей картине. Мы видим Александра Сергеевича со спины. И будто наблюдаем за ним вместе с художником.
Каркасом работы является фигура поэта в черном фраке. Он прислонился к колонне. И любуется красотой осени, которую так любил. Поэт выглядит умиротворенным. Но зрителю трудно до конца уловить его выражение лица. Он будто и призрак, и живой человек одновременно.
Его фигура нарочно противопоставлена красочному пейзажу и необозримым далям. Можно сказать, что передний план картины – это серо-белые колонны террасы и силуэт поэта. И они выглядят вечными. Будто Попков хотел сказать, что без Пушкина многомерности этого пейзажа бы не было.
Возле ног Александра Сергеевича лежат горы листьев. Но они только подчеркивают монументальность главной фигуры. Ведь понятно, что листья поднимет ветер. Они улетят. А дух поэта всегда будет здесь витать.
Второй значимый образ на картине – это осень. Если мысленно спуститься по широким ступеням, то можно утонуть в ярчайшем осеннем пейзаже. Погода – дождливая и ветреная. Особенно создает тревожность мрачное и серое небо, которое готово в любой момент разразиться еще более сильными дождями.
Лиричность и пронзительное одиночество поэта (и рисовавшего его художника) подчеркнуто несколькими элементами. Больше всего бросается в глаза никем не занятая скамейка. Далее обращаете внимание на лужу на террасе. И, наконец, замечаете силуэт белой лошади вдали.
Поэт не боится непогоды. Вдохновение захватило его. И он не замечает, что ветер пронизывает насквозь; даже приподнимает краешек фрака.
Два главных образа, поэт и осень, сливаются в один. Они не противостоят друг другу. Величие осени и поэзии становится главным в работе.
Тона картины прежде всего осенние – желтые и оранжевые. Но есть также синевато-зеленые и серые краски, которые напоминают об уходящем лете и наступающей осени. Очень темные и совсем белые оттенки подчеркивают фигуру поэта и террасу.
Если хорошо знать историю общения поэта с семьей, то становится понятно его одиночество. Ведь семья считала его странным. А когда Пушкин начал критиковать в поэзии государство, то это и вовсе стало грозить благосостоянию и положению в обществе его родственников, друзей. Чтобы спасти себя – некоторые из них начали за ним следить и писать доносы.
Драматизм гения и неприятие его обществом тоже отражен в работе. Ведь люди не любят «неудобных».
Самому Попкову вся эта тема была близка и понятна. Ведь он прожил ненамного дольше Пушкина (всего на 6 лет). И его гибель также была нелепой; и никто ее не ожидал. Попкова при жизни считали просто хорошим художником. Но он не знал, что эта работа (как и многие другие) займет место в Третьяковской галерее.
Пушкин был больше признан при жизни. Но это не спасло его от глубокого непонимания семьи и современников.
Особенно очарование работе придает ее незавершенность. Попков написал ее в последний год своей жизни. Его не стало в ноябре того же года.
И все-таки несмотря на драматичность истории создания, «Осенние дожди» можно назвать вдохновляющей, одухотворенной и гармоничной картиной.
Лично мне понравилась насыщенность красок и необозримые просторы. И даже неуловимость выражения лица поэта отлично вписывается в композицию. Также мне близка идея взаимосвязи какого-то времени года и творческого вдохновения. Не просто так Пушкина часто называли певцом осени. Теперь я по-другому читаю его стихи, которые он посвятил этой поре.
Ощущается любовь художника и изображенного им поэта к русской природе и к творчеству одновременно. Также я увидел в работе победу духа и таланта над временными трудностями, трагическими обстоятельствами и непониманием окружающих.
Думаю, можно сказать, что в образе Пушкина художник также передал и собственные ощущения от жизни, в которую ты пытаешься несмотря ни на что влить весь свой талант. И потому ты – победитель.