Сайт CочинениеSkill.ru подготовил примеры лучших сочинений «Сочинение по картине «Город в николаевское время» М. В. Добужинского для 8 класса», чтобы вы могли ознакомиться и написать работу на отлично.
Вариант 1
Кисти талантливого художника Добужинского Мстислава Валериановича принадлежит известное полотно «Город в николаевское время». Он работал в жанре городских пейзажей. Кроме того, Добужинский оформлял декорации к сценическим представлениям. Перед нами картина, написанная им в 1907 году. Она предназначалась как иллюстрация к книге по истории России. На ней представлен фрагмент из обыденной жизни маленького захолустного городка в период царствования Николая Первого. Художник оставил нам не только живое свидетельство того, как выглядели удаленные от столицы небольшие города, но и свое отношение к николаевской эпохе.
На переднем плане стоит высокий фанерный столб в черную полоску, а сбоку полицейская будка и мирно дремлющий будочник. К столбу прислонилась и трется упитанная свинья. Скорее всего, она только что искупалась в большой луже посередине улицы и теперь получает удовольствие, обтирая налипшую грязь. Кто-то разбил фонарь на столбе, на тумбе видны надписи и рожицы. Очевидно, что городовые слишком недобросовестно относятся к своей службе и не выполняют свои прямые обязанности. Об этом говорит и покосившийся символ полицейской власти – столб, который давно бы уже упал, если бы его не подперли тяжелыми валунами. Вызывает улыбку дама в розовом наряде, гуляющая около грязной городской канавы. Она уже привыкла к виду улиц в городке и не замечает вопиющего беспорядка, который так ярко выделяется на фоне ее пышной праздничной одежды. Бездомные псы увязались за торговцем хлеба, и он вынужден держать поднос на голове. В глубине картины виднеются повозки с возницами и женщина в светлом платье. Слева стоит высокий дом из бревен, владелица которого по-хозяйски расположилась на балкончике и наблюдает за прохожими. Справа изображены торговые ряды, около которых видны грузчики, а возможно, торговцы. На крыше охотятся за птичками бродячие коты. Однако стая голубей успевает взмыть высоко в небо. В глубине картины за домами возвышается пожарная каланча, выкрашенная в желтый цвет. Так в ту эпоху красили казенные здания.
Живописец мастерски изобразил уездный городок. Он показал неустроенность и хаос, который творился на задворках Российской Империи. Властям городка нет никакого до него дела, и что-то изменить в его жизни они даже не помышляют. Сегодня, благодаря картинам и иллюстрациям художника Мстислава Валериановича Добужинского, мы можем судить, как выглядели мелкие городишки на рубеже XIX — XX веков.
Когда мы смотрим на эту картину, то сразу вспоминаем бессмертную комедию Николая Васильевича Гоголя «Ревизор».
Вариант 2
Картину «Город в николаевское время» общепризнанного художника конца девятнадцатого века Добужинского Мстислава Валериановича можно по праву считать иллюстрацией к произведению писателя Николая Васильевича Гоголя «Ревизор». В свое время живописец был мастером городского пейзажа. В его полотнах сохранились живые свидетельства городской панорамы эпохи правления Николая Первого. Благодаря его творчеству мы сегодня можем представить себе, как выглядели маленькие городишки, расположенные на периферии, подальше от столицы. Картина была создана в 1907 году и служила иллюстрацией к пособию по Российской истории.
В центре картины художник изобразил «николаевский» фонарь. Так прозвали в народе этот полосатый столб. Когда-то он был новенький, но со временем еле держится на тумбе для порядка и устрашения. Жители давно уже его не боятся: стоит себе кривой, разрисованный, с выбитым стеклом. Скорее всего, ночами он не освещает грязных улиц. Кто-то навалил с одного бока тяжелых камней, чтобы он окончательно не завалился на узкую тропинку. С другого бока местный поросенок устроился и трется жирной спиной о символ полицейской власти. Напротив фонаря дремлет, облокотившись на ружье и привалившись к будке, будочник. Ему совершенно безразлична его должность стража порядка. Об этом догадываются все обитатели городка, даже свинья. Иначе бы она не безобразничала рядом с полицейским.
В глубине композиции красуется большая городская канава. Она здесь давно, потому что жители протоптали тропинки в обход ее. Если фонарь в полоску – символ власти, то лужа на центральной площади – символ бесхозяйственности и убожества. Контраст грязной канаве создает нарядная женщина. Она прогуливается по ярко-зеленому ковру молодой травы в красивом розовом платье. Художник изобразил на ее голове нелепую шляпку синего цвета, которая никак не смотрится с ее нарядом. Провинциалка следует моде того времени, но вкуса ей не хватает. В левой части полотна художник поместил местного булочника. Ловкий пекарь держит на голове большое блюдо со сдобой. За ним увязались голодные псы, поэтому он повыше поднял свежие булочки, чтобы они не достали. Он направляется в торговые ряды, наверное, его уже ждут покупатели. С правой стороны лужи играют в догонялки ребятишки. Вдалеке видны извозчики, женщина в голубом платье. На крыше гоняют голубей коты. Стайка птичек взвилась в небо. В городе кипит жизнь, а представитель власти на переднем плане произведения в это время спокойно досматривает свои сны.
Картина «Город в николаевское время» очень напоминает пародию. Она высмеивает порядки, царившие во времена правления Николая I. Художник словно смеется над ее персонажами, и, глядя на нее, зритель тоже улыбается. Сразу вспоминаются герои комедии «Ревизор» и огромная лужа, которая красуется в центре уездного города.
Вариант 3
Добужинский Мстислав Валерианович – общепризнанный в мировой истории культуры художник в жанре городского пейзажа, известный иллюстратор художественных произведений, мастер сценических декораций. В его творчестве прослеживаются различные стили начала XX века: авангард, символизм, модерн. Карикатуры живописца в популярных в то время журналах принесли ему славу и известность. Самым успешным стало произведение «Город в николаевское время», написанное в 1907 году.
Сюжет картины простой. Автор изобразил будничный летний день в уездном городе через характерные детали городской жизни той эпохи. О том, что это время правления Николая I, говорят персонажи на переднем плане. Зрителю сразу бросается в глаза полосатый фонарь, будка и спящий полицейский, страж порядка в городке. Когда царь вступил на престол, он распорядился усилить деятельность службы правопорядка. При нем был образован отдел тайной полиции, который вел надзор за гражданами, их мыслями и поступками. По всей стране стали возникать полосатые посты, которые жители прозвали «николаевскими». На фоне такого бесполезного поста живописец изобразил черты маленького городка, расположенного далеко от столицы. В нем после указа Николая I ничего не изменилось. На главной городской площади стоят торговые ряды, богатые дома горожан. Вдали видны купола церквей и церквушек.
Высокая пожарная часть, выкрашенная в желтый цвет, стоит в центре города. Видимо, пожары здесь случаются частенько. Жизнь в городке бьет ключом. Гуляют красивые женщины, бегают ребятишки, лают бездомные собаки, коты устраивают свидания на высоких крышах. Все как всегда. Даже яма, наполненная грязной ливневой водой, здесь стоит долгие годы, потому что вокруг нее протоптаны широкие тропинки. И над всем этим благолепием возвышается символ эпохи – похожий на зебру полосатый столб. Он сооружен наспех из фанеры, поэтому быстро пришел в негодность, скривился, скособочился. Чтобы совсем не упал, его подперли с одного боку валунами. А с другой стороны, привалился упитанный поросенок. Он только что искупался в луже и чешет спинку, пока служивый сладко дремлет. Вездесущие мальчишки прямо под носом у вечно спящего стража разбили стекло фонаря и нарисовали на тумбе смешную рожицу. Скорее всего, ночью в городе тоже темно, а будочник спит в своей полосатой будке.
Новые указы царя никак не повлияли на провинциальные городки. Жизнь в провинции остается необустроенной и неизменной. Если внимательно присмотреться к картине, то можно заметить, что сам живописец не только с иронией относится к патриархальной глубинке. Чувствуется, что автор любит и такую родину, ее неспешную, размеренную жизнь, ее простых бесхитростных людей.