сочинения на разные темы

Сочинение на тему Образ Софьи в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова

Сайт СочинениеSkill.ru подготовил для учеников 9 класса примеры лучших сочинений на тему «Образ Софьи в комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова», одно из них с тезисом и аргументом. Ребята прочитают образцы и выполнят работу на отлично.

Горе от ума А. С. Грибоедова

Вариант 1

Образ Софьи в комедии в стихах «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова очень противоречив. А. Пушкин оценил этот персонаж так: «… начертана неясно…». Дочь Фамусова – сложная натура.

Софья остроумна и довольно сообразительна. Девушка презрительно относится к грубости и невежеству Скалозуба. Язвительные реплики Чацкого героиню раздражают. Когда-то они дружили с Александром Андреевичем и даже были влюблены. Но друг уехал, и внимание героини переключилось на другого. Молчалин становится ее героем.

В юности девушка много читала романтических сентиментальных романов о вечной любви. Она влюбляется в ничтожного человека, мошенника и подлеца. Ей кажется, что он похож на книжных героев: робкий, стеснительный, небогатый. Все эти качества возвышают безродного юношу в глазах девушки. Она богата и желает возвысить любимого до себя.

Героиня отстаивает свое право на любовь наперекор желанию отца выдать ее за богатого, преуспевающего Скалозуба. Дочь даже позволяет себе обманывать родителя, несмотря на то, что воспитана в строгих правилах. Понимая, что проводить ночь с молодым человеком – это верх неприличия, героиня нарушает правила и нисколько не сожалеет об этом. Имея сильный характер, она не боится чужого мнения.

Увы, Молчалин оказался далеко не рыцарем. Мелочный, двуличный, завистливый, он притворяется влюбленным в хозяйку и флиртует с ее служанкой. Став свидетельницей его домогательства Лизы, героиня во всем случившемся считает виновницей себя. Поэтому покорно слушает нравоучение батюшки и язвительные насмешки Чацкого, который не понимает, как можно было променять его на это бессловесное ничтожество.

Самый близкий по характеру человек для Софьи – это Чацкий. Герой любит ее по-настоящему за сильный и независимый характер и природный ум. Однако их взаимопонимание и духовную близость своенравная красавица называет ребячеством. После долгой разлуки она не рада встрече с единственно достойным человеком в ее окружении. Софья видит в главном герое только мрачного, всем недовольного человека.

Именно с ее подачи все объявляют Чацкого сумасшедшим, и он покидает фамусовское общество.

Умная и независимая, молодая девушка жестоко ошибается в выборе суженого. Увлечение французскими романами сыграло с героиней злую шутку. Возможно, Софья просто хотела для себя «мужа-мальчика», «мужа-слугу», как принято было в обществе московских дворян. Ведь девушка – дочка своего отца и унаследовала от Фамусова желание властвовать и повелевать. Поэтому человек с собственным мнением, активный и умный ей не пара, и она прогоняет Чацкого.

Опираясь на вышесказанное, можно предположить, что Софья тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Автор выделяет главную героиню среди остальных. Читателю кажется, что девушка не похожа на отца, что ей ближе по духу и уму Чацкий, и его она должна полюбить. Однако личный комфорт и желание властвовать сближают Фамусову с окружающими ее людьми. Пройдут года, и Софья станет такой же, как ее батюшка. Возможно, героиня найдет себе в мужья другого «молчалина».

Вариант 2

В известной комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» одним из главных персонажей является дочь Фамусова, чей образ считается сложным и противоречивым. На долю героини выпадает больше разочарований и страданий, чем на долю Чацкого. Поэтому можно сказать, что Софья – самый трагичный образ в произведении.

Во-первых, она родилась и выросла среди московских дворян, для которых самое важное в жизни, что и как думают о тебе окружающие влиятельные люди. Неважно, как ты поступаешь, можешь наделать кучу глупостей и безобразий, однако внешне все должно выглядеть прилично. Так поступает и дочь Фамусова. От природы девушка умна и решительна, но героиня живет по законам своего общества. Она обманывает батюшку, встречаясь тайно с Молчалиным. Всю ночь находится с возлюбленным в своей комнате, а отцу говорит, что читала книжку. В доме Фамусова все обманывают друг друга, и Софья не исключение.

Во-вторых, когда появился старый друг детства и юности, Софья не обрадовалась. Ведь эта нежданная встреча помешает ее увлечению Молчалиным. Он высказывается о предмете ее воздыханий язвительно, неучтиво, постоянно высмеивает жениха. Чацкий не представляет себе, за что можно полюбить это полное ничтожество.

Такое отношение к Молчалину не нравится героине, возмущает и напрягает ее. Она вынуждена защищать юношу перед язвительным нежданным гостем. Софья пытается уберечь свою любовь и решается на сплетню о сумасшествии Чацкого. В этом эпизоде героиня поступает как истинная дочь Фамусова. Желание обмануть всех, чтобы получить себе какую-то выгоду, сближает ее с московскими дворянами.

В-третьих, в произведении автор жестко развенчивает образ Молчалина в глазах Софьи Павловны. Когда героиня случайно слышит разговор возлюбленного со своей служанкой, она понимает, что выбрала на роль будущего мужа настоящего подлеца. Молчалин притворялся влюбленным, чтобы возвыситься в обществе, продвинуться по службе, получить награду. Вся трагичность сцены разоблачения усугубляется тем, что рядом присутствует Чацкий. Автор показывает, что это еще сильнее ранит гордую, независимую женщину.

Таким образом, мы убеждаемся, что тяжелее всего в комедии Софье. Она отвергла любовь достойного человека и борется за свои чувства к низкому беспринципному мошеннику. Ее образ не вписывается в общество Фамусова. Она выше его, не боится защищать свои чувства. Ей тяжело узнать, что все старания были напрасны, Молчалин не достоин любви Софьи Павловны. Разочарование не сломило характер героини, и от своей цели в жизни девушка не отступится, найдет себе другого «молчалина» или простит этого.

С Александром Андреевичем Чацким Фамусова не была бы счастлива. Девушка привыкла делать, что пожелает, не оглядываясь на окружающих, чьи мнения для нее не важны. Ей нужен супруг, который позволит командовать собой. Только с таким мужем героиня будет наслаждаться семейной жизнью и сможет реализовать свои амбиции.

Вариант 3

Александр Сергеевич Грибоедов написал лишь одну комедию в стихах «Горе от ума», но навсегда вошел в литературу, став бессмертным. Главный женский персонаж пьесы – Софья Павловна Фамусова.

Героиня рано потеряла матушку, и воспитывал ее отец да гувернантка-француженка. Девушка привыкла быть хозяйкой в доме, командовать слугами. Ей нравится, что окружающие беспрекословно подчиняются. Подруг у Софьи нет, поэтому все свои тайны она доверяет служанке Лизе.

Семнадцатилетняя девушка хороша собой. Как и все дворянские дети, воспитывалась дома. Скорее всего, ее образование сводилось к возможности удачно выйти замуж: говорить по-французски, музицировать, уметь танцевать. Кроме того, молодая дворянка увлекалась французскими романами, которые тогда были модными.

Свое увлечение она перенесла на ни чем не примечательного Молчалина, который так похож на любимых героев книг. У нее решительный характер, поэтому наперекор желанию отца Софья тайно встречается с избранником. Ее не интересует мнение окружающих, она хочет любить и быть любимой, а на роль будущего мужа приглядела себе Алексея.

Софья довольно умна и сообразительна. Она может прямо высказывать то, что думает. Но при всем при этом, совершенно не обдумывает свои поступки, позволяя себе ночью проводить время с молодым человеком, нарушая все и всяческие нормы поведения. При удобном случае героиня может обмануть, солгать, если ей это выгодно. Видимо, она уже привыкла лгать, раз обманывает родителя, встречаясь с возлюбленным.

И Чацкого героиня тоже оболгала, пустив сплетню на балу о сумасшествии бывшего друга. Неудивительно, что Молчалин платит Софье той же монетой. Он лжет ей в глаза, потому что мечтает получить повышение по службе и награду. Умная, властная дочь Фамусова не в его вкусе, ему больше нравится заигрывать с глупенькой Лизой.

При всей своей проницательности, Софья Павловна не сумела разгадать, что любовь Молчалина – чистая подделка, что на самом деле это хитрый, корыстный молодой человек, которого отец научил всем угождать.

Софья отвергает чувства Чацкого. Он ворвался в ее мир из прошлого. Чацкий умен и смел, и в этом похож на героиню. Герой сразу все расставляет по своим местам, всему дает язвительную оценку. Понимая, что он прав, девушка боится, что любовь ее может быть разрушена. А супругой бывшего друга она себя не видит. Ведь ей нужен тот, которым можно управлять, который будет слушаться и подчиняться. Чацкий не из таких.

В пьесе автор показывает читателю, что Софья Фамусова – глубокая неординарная натура. У нее много хороших качеств, но, вращаясь в среде фамусовых, героиня подстраивается под мнение окружающих, не желая противостоять ему. Ей нравится находиться в светском обществе, и со временем она станет такой же, как «…княгиня Марья Алексеевна…».

Критики и современники А. Грибоедова посчитали образ Софьи Павловны Фамусовой недостаточно обрисованным. Они не смогли оценить сложность и противоречивость драматического женского персонажа. Даже А. С. Пушкин считал его неясным, не сумев увидеть глубину задуманной писателем пьесы. Однако критик В. Г. Белинский считал, что появление такого персонажа дало толчок в литературе галерее образов настоящих русских женщин с сильным энергичным характером и необыкновенной натурой.

Тезис

Конфликт в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» представлен между двумя социальными силами: «веком нынешним» и «веком минувшим». Чацкий олицетворяет собой представителей либералов, а Фамусов и окружающие его люди – это консерваторы. Однако персонаж Софьи Павловны Фамусовой не вписывается в сюжетный конфликт. Ее нельзя отнести ни к одному из противоборствующих лагерей. Образ Софьи – один из самых сложных и противоречивых в пьесе.

Аргумент

Героиня получила неплохое образование. Она умна, много читает, любит музыку. Фамусова предпочитает французские романы, в которых увидела идеал своего будущего супруга. Ей показалось, что больше всего соответствует этому идеалу секретарь отца, безродный скромный Молчалин. Его она выбирает объектом своей любви, отвергая рассудительного и толкового Чацкого.

Софья не злая и не жестокая, но больно ранит в самое сердце своего друга юности. Героиня пускает на балу сплетню, что он сумасшедший. Почему поведение ее так противоречиво? С одной стороны, независимость и свобода высказываний сформировались в юности под воздействием свободомыслия Чацкого. С другой стороны, когда он уехал, фамусовское окружение воспитало ее согласно своему моральному кодексу: делать можно все, лишь бы никто не узнал.

Возможно, героиня и не любит Молчалина. Просто она создала себе идеальный образ под воздействием французских романов в лице скромного немногословного молодого человека.

Софья показывает верность и упрямство, отстаивая свое право на любовь. Мнение Фамусова и Чацкого она не берет в расчет. Поэтому в конце комедии дочь Фамусова оказывается проигравшей. Ее герой не испытывает к ней никаких чувств, пытаясь завести роман со служанкой Лизой.

Образ Софьи показан в произведении как один из самых здравомыслящих и сознательных. Она умеет мечтать и надеется на настоящую любовь. Но рядом с ней не оказывается ни одного достойного ее претендента. Молчалин слишком лицемерен и подл, а Чацкий слишком пылок и язвителен для нее. Герой, как и девушка, живет сильными, неподдельными чувствами, и руководить им она, конечно, не сможет. Скорее всего, расставшись с Молчалиным, Софья будет искать себе мужа, похожего на него.

Вариант 4

Главная героиня пьесы в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» — Софья Павловна Фамусова. Ее образ невозможно отнести ни к одному противоборствующему лагерю в комедии. Многие критики отмечали, что этот персонаж сложный и противоречивый. В статье «Мильон терзаний» писатель и литературный критик Иван Гончаров отметил в героине хорошие манеры, острый ум и при этом отсутствие убеждений. И все же Софья выделяется своей неординарностью среди девиц московского дворянства. Видимо, поэтому Чацкий влюбился в нее.

Автор наделил свою героиню умом и чувствами. Она получила хорошее образование благодаря стараниям отца. Француженка мадам Розье привила своей воспитаннице любовь к романтическим произведениям французских поэтов и писателей.

Чтение книг развило в героине чрезмерную чувствительность и мечтательность. Ее выбор пал на Молчалина, безродного скромного секретаря батюшки, который был так похож на ее литературный идеал. Дочь своего отца, она обладала властным характером уже к семнадцати годам. Молчалин полностью соответствовал ее представлению о муже, который будет подчиняться любимой супруге. Ведь так было принято в ее обществе.

Однако двуличный секретарь не оправдал ожиданий героини. Софья становится свидетельницей ухаживания жениха за горничной Лизой. Оказывается, он не оценил любви дочери своего хозяина. Ему нужна Софья Павловна как средство возвыситься, сделать карьеру, стать своим в московском обществе. Позор для героини становится невыносимым, когда она слышит, что Лизе Молчалин вовсе не нужен: она влюблена в буфетчика Петрушу. Софья не просто разочарована, она винит себя в случившемся. Почему она была так слепа и полюбила такое ничтожество.

В комедии автор рисует и других претендентов на руку Софьи. Отец мечтает выдать ее за Скалозуба. У него, по мнению Фамусова, два важных достоинства: «… И золотой мешок, и метит в генералы…». Что еще нужно для счастья любимой дочери? Однако Софья разборчива в своем выборе: «Мне все равно, что за него, что в воду…». Для нее главное – это любовь, а не выгода и благополучие. И она пытается отстоять свое право любить.

В Чацком героиня не смогла рассмотреть своего будущего мужа. Когда-то в юности они были влюблены друг в друга. Но он обманул ее ожидания, бросил и уехал странствовать по свету. Героиня не простила такого пренебрежения со стороны любимого человека. Он вернулся, но Софья уже другая. Ей хочется сделать больно бывшему возлюбленному, и она объявляет его сумасшедшим. Она страдала, пусть теперь и он пострадает.

Автор оставляет финал открытым. По канонам классицизма не хватает пятого действия в комедии. Что станет с Софьей? За кого она все-таки выйдет замуж? Вариантов много, все зависит от фантазии читателя. Однако по логике пьесы героиня, скорее всего, не простит Молчалина, но найдет себе супруга, так похожего на него.

Вариант 5

Комедийная пьеса Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» положила начало литературному реалистическому направлению. Один из главных образов этого произведения – дочь московского дворянина Фамусова Софья Павловна. Ради нее приезжает в Москву Чацкий, представитель нового поколения либералов. Он влюблен в Софью и очень надеется на взаимные чувства.

Герои знают друг друга с далекого детства. Уже тогда между ними вспыхнула любовь. Чацкий уехал на несколько лет, и чувства к Софье у него только окрепли. А вот Софья быстро забыла об увлечении юности. Начитавшись французских книжек, героиня влюбилась в бедного тихого секретаря своего батюшки Молчалина. Ей показалось, что он тоже отвечает на ее чувства, и она готова выйти за него замуж.

Чацкий вернулся из путешествия, чтобы предложить руку и сердце Софье, но она встречает героя холодно. Он раздражает ее своими язвительными репликами в адрес московских дворян, своей пылкостью и воспоминаниями о былой любви. Девушка не понимает друга детства. Все, что было между ними, осталось в прошлом, которое не следует ворошить. Ведь героиня готовится стать супругой Молчалина, похожего на идеал рыцаря любимых романов.

Однако Фамусова так жестоко ошиблась в своем избраннике. Оказывается, в книжках пишут одно, а в жизни бывает совсем другое. Молчалин не оценил ее любви, более того, он посмеялся над ней с ее же служанкой Лизой. Возлюбленный пытается завести роман с горничной и нелестно отзывается о хозяйке. А Лизе он абсолютно не нужен, она влюблена в буфетчика Петрушу. Такого удара по самолюбию Софья Павловна не ожидала, тем более что свидетелем ее позора стал Чацкий.

Девушка воспитывалась на традициях фамусовского общества. С мнением окружающих она не считается. Как же она поступит в дальнейшем: выйдет ли замуж за друга детства, простит ли Молчалина или найдет себе другого, похожего на ее идеал, молодого человека?

Об этом драматург предлагает задуматься читателя. Мне кажется, что логичным всему повествованию был бы финал, в котором героиня прощает удобного во всех отношениях Молчалина и заключает с ним брак. Ведь так приятно, когда супруг во всем подчиняется властной жене. Он был бы обязан всю жизнь своим возвышением и достатком Софье Павловне и второй раз не решился бы опозорить ее. Однако истинного счастья такая жизнь Софье Фамусовой не принесла бы.

Писатель показал в своей комедии драматические моменты из жизни московской дворянки Софьи Фамусовой. Она понимает, что в обществе ее окружает ложь, но ничего не предпринимает, чтобы вырваться из этого порочного круга. Героиня привыкла плыть по течению и потихоньку меняется не в лучшую сторону.

Героиня могла бы измениться, когда в ее жизни второй раз появляется Чацкий. Ведь он близок ей по духу. Но Софья Павловна отталкивает его и остается ни с чем. Кажется, что скоро она станет второй копией своего отца и будет жить по его законам: делай, что хочешь, лишь бы никто не узнал.

номер 57839375563

Сочинение на тему Образ Софьи в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова
Поделиться в соц.сетях
Полезна ли была статья?
Да
Нет
Оцените публикацию
1
0
Комментарии
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий